Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Фантазия о Михаиле Жванецком

Фантазия о Михаиле Жванецком

Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Его уникальная мудрость вызывала восторг и потребность поклоняться. Сегодня два года со дня его смерти.

Однажды много лет назад я вдруг понял, в чем суть его невероятного таланта. Дело не только и не столько в юморе. Помимо очевидного творческого удовольствия, юмор и самоирония были для Жванецкого и самой органичной формой социально приемлемого и безопасного самовыражения его главной способности – способности к мудрости. Ведь по своей ментальной сути многие и лучшие его шутки были для нас именно и прежде всего откровениями, открытиями, прозрениями - метафорами, раскрывающими сознание, расширяющими и углубляющими наше миропонимание.

Бывают люди мудрые от рождения - мудрые вследствие своей когнитивной конституции. Мудрец - это человек, который понимает, как все устроено в самых основах человеческих поступков и отношений. Мудрость – это не про знание, а именно про понимание, про способность видеть причинно-следственные связи там, где другие их не видят или не хотят видеть. Мудрость как «талант понимания» не имеет никакого отношения к образованию или опыту, какими бы основательными они ни были (образование и опыт могут лишь украсить мудрость и придать ей актуальную форму). Мудрость - это продукт несколько необычного устройства нейронной сети конкретного мозга, в результате которого электрический сигнал пробегает от аксонов к дендритам немного наособицу, то ли "спрямляя" при этом маршрут сигнала по просторам мозга, то ли ускоряя его, то ли проводя информационную энергию какими-то нетрадиционными для обычной человеческой нейросети путями, и в конечном счете создает некие небанальные связи между нейронами, когнитивные эффекты этих связей через череду интерпретаций мы и вынуждены были однажды назвать «мудростью».

Юмор же позволял Жванецкому оттенять, вуалировать в смеховой форме эту его врожденную мудрость. Ибо сама по себе мудрость, с одной стороны, сложна в потреблении окружающими, а с другой стороны, чтобы быть широко воспринятой, мудрость всегда нуждается в некоей общественной сертификации, связанной с определенным возрастом мудреца, его социальным и ментальным статусом: «умудренный опытом старец», «большой ученый», «великий писатель», «выдающийся политик» и т. п. (в любом обществе мудрость молодого человека, человека без ученой степени, просто человека ничем не знаменитого может быть просто не замечена, не понята именно как мудрость, то есть как новое/важное/сокровенное знание; а в Советском Союзе, например, мудрость, проникающая в особенности общественного устройства, и вовсе могла быть элементарно опасной). Таким образом, юмор, помимо прочего, был для Михаила Жванецкого стилистической функцией его мудрости. Юмор позволял мудрости Жванецкого проникать в умы людей, минуя возрастные, социальные и политические барьеры.

Одним словом, Михаил Жванецкий был великим социальным философом, нашедшим в юморе удачную форму презентации и популяризации своей мудрости в широких массах подобно тому, как когда-то Платон использовал с той же целью другой презентационный прием – диалоги. Вопрос в том, насколько осознанно Платон и Жванецкий прибегали каждый к своему способу самовыражения. Мне представляется, что все это происходило у них вполне спонтанно и естественно (не проектно). Один раскрывал для мира свое миропонимание в диалогах, другой - в юморе благодаря сложному сочетанию в их сознании культурно-исторического контекста с какими-то иными, помимо мудрости, индивидуальными способностями.

Кстати, считается, что Платон заимствовал речевую форму диалога у сицилийских мимов, большим поклонником которых он был и чьи уличные представления включали в себя, помимо прочего, своего рода бытовые сценки в виде сатирической диалоговой перепалки двух персонажей на актуальные для античных простолюдинов темы. Жванецкий же редуцировал философский диалог до монолога и вернул ему сатирическую форму.

Материалы по теме
Мнение
9 ноября 2022
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
Можно вообще запретить литературу. Вдруг люди еще будут читать книги, анализировать, спорить
Мнение
26 августа
Кирилл Успенский
Кирилл Успенский
Путешествие на Колыму
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураОбществоРазмышления