Нынешнему поколению покажется фантастикой, что в 60–70-е годы прошлого века в российской глубинке самолеты были доступным и порою единственным транспортом. Со строительством дорог они уступили место автобусному сообщению. Но за последние 20 лет многим местным пассажирским автотранспортным предприятиям пришел кирдык, отрасль развалена, люди брошены на произвол судьбы.
До начала 2000-х худо-бедно сохранялась сеть аэродромов, но потом ее принялись методично уничтожать под разными предлогами. Например, в Порошино военный аэродром помешал мусорному полигону, и таких случаев множество. На сегодняшний день в России с ее бескрайними просторами всего 254 аэропорта - столько насчитывает всего один штат США - Аляска, а в США между прочим 50 штатов.
И вот вчера президент, стоящий у руля государства более 22 лет, правивший в эпоху невиданно высоких нефтегазовых доходов, разорялся насчет отсутствия собственных самолетов и что-то фантазировал насчет будущего авиастроения. Как раз столько же лет (или чуть больше) подробному докладу академика С. Ю. Глазьева, советника Путина, о проблемах авиастроения в России. Смысл доклада был в том, что либо Россия сохраняет собственное авиастроение в достаточных объемах, либо теряет суверенитет, потому что при наших пространствах мы просто обречены на широкое использование именно авиационного транспорта.
Но результат налицо. Ельцин поручил правительству Примакова-Маслюкова создать на основе корпорации "МиГ" корпорацию, способную выпускать все виды авиационной техники. Путин этот проект прикрыл. Концерн "Сухой" получил поручение приступить к разработке истребителя пятого поколения, когда "МиГ" уже имел такой прототип. Этого истребителя до сих пор нет. Всю гражданскую авиацию перевели на лизинг. Правда, много хвастались своим "Суперджетом", только 70 процентов комплектующих к нему были иностранными, и после него уже ничего не пытались создавать сами.
В общем, все как везде. И вот теперь, когда отрасль превращена в руины, заводы вроде "Салюта" разгромлены, когда за два десятилетия патриотических потуг не сделано ровным счетом ничего, опять звучит знакомая песня обещаний и прожектов, что уж через три то года откуда ни возьмись появится собственный современный самолет.