В Пензе только самый ленивый журналист или блогер не написал банальной репликой о том, что выборы в законодательное собрание прошли на редкость тихо и вяло, без каких-либо интриг и скандалов. Впрочем, это еще громко сказано: только самый ленивый не написал банальность, ибо большинство не написало вообще ничего. И наиболее яркое тому свидетельство – мой любимый счетчик «Медиаметрикс», где в рейтинге за прошедшую неделю новости про выборы не попали не то что в двадцатку, но даже в тридцатку.
Наиболее полно и вполне объективно прошедшую выборную компанию осветила газета «Улица Московская» в статье «Выборы в Законодательное Собрание: оппозицию отправили в нокдаун», однако собственно причины провала оппозиции в статье все же освещены недостаточно. Попробую восполнить этот пробел.
«Мотивация, мотивация и еще раз мотивация!»
Во-первых, отмечу, что отдельные скандалы и сенсации все же имели место. Причем первая сенсация произошла не на выборах в заксобр, а на довыборах в Пензенскую городскую думу на 7-м округе. Здесь победу одержал не единоросс, а самовыдвиженец, директор ООО «Управляющая компания „Проспект“» Владимир Кузнецов. Причем его главным соперником от «Единой России» выступала директор ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий» Лариса Казакова. Известна она также тем, что возглавляемое ею Региональное отделение Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» в Пензенской области неоднократно выигрывало президентские гранты на солидные суммы.
Что касается Кузнецова, то он вообще-то тоже член «Единой России». Поначалу пытался зайти на выборы через праймериз, но проиграл Казаковой. Но, похоже, мотивация у человека была настолько сильной, что не побоялся нарушить партийную дисциплину, пошел против подруги по партии и выиграл с приличным счетом 1241 против 755 голосов.
Хотя первоначально Казакова выглядела куда более известной и раскрученной. Но в данном случае все решила именно мотивация, которая у Кузнецова оказалась гораздо выше, чем у Казаковой. И при этом – никаких стенаний по поводу т. н. административного ресурса, заметьте!
К теме значения мотивации я еще вернусь в конце «разбора», а теперь, собственно, о выборах в заксобр.
Вполне справедливое поражение «Справедливой России» и не вполне справедливая реакция Миронова
Вполне ожидаемой сенсацией стало непопадание в законодательное собрание кандидатов от «Справедливой России». Вполне ожидаемой была и реакция лидера эсеров Сергея Миронова, который тут же пригрозил снять со своего поста шефа местного отделения партии Алексея Шпагина. Причем в своем гневном спиче Миронов был откровенен не до конца – забыл упомянуть, что в Пензе партия не просто не попрала в заксобр, она еще и уступила, пусть и незначительно, Партии пенсионеров, а это вообще не лезет ни в какие ворота.
Однако в этом вопросе куда больше вопросов к самому Миронову, поскольку региональное отделение никакой поддержки из Москвы, в отличие от других партий, во время выборов не получало.
Например, на подмогу местному отделению ЛДПР за неделю до выборов примчался новый лидер партии Леонид Слуцкий, который целый день весьма плодотворно общался с губернатором Олегом Мельниченко. И как результат – ЛДПР в новом составе ЗС получила не один, а целых два мандата.
На подмогу обкому КПРФ накануне выборов заезжал лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, политик, будем объективны – на пару рангов ниже Слуцкого. Как известно, КПРФ и осталась при своих двоих мандатах, да и то с очень большой натяжкой.
А поддержать эсеров не приехал никто. И одна из причин – особо смысла приезжать и не было, рейтинг регионального был крайне низок. Но, с другой стороны, чем черт не шутит – визит первого лица партии мог бы и переломить ситуацию. Поэтому попытка Миронова попенять на зеркало – это плохая затея.
Тем не менее слово не воробей, тем более достаточно резкое слово в адрес Шпагина, и Шпагина придется менять. Вопрос: на кого?
Следует отметить, что еще никто из шефов пензенского отделения «Справедливой России» не уходил без скандала, иногда внутреннего, а иногда и шумно выплеснутого наружу. И якобы добровольная отставка Анны Очкиной – это сказочки для непосвященных. Поэтому подобрать нового шефа эсерам внутри реготделения будет сложно, перепробовали почти всех, и свежей крови со стороны, похоже, не обойтись.
Найти человека за пределами Пензенской области найти вряд ли получится: мало кто согласится ехать сюда возрождать полудохлую структуру. А вот среди местных есть смысл поискать, тем более что в последнее время в Пензе нарисовалось несколько политиков левой ориентации, бесхозных, но со статусом, должностями и определенными возможностями и главное – с вышеупомянутой уже мотивацией.
Это могут быть покинувшие недавно КПРФ Алексей Иванов и Александр Трутнев. Тут надо понаблюдать за тем, как развернется борьба за освободившееся место заместителя главы Пензы Павла Куликова, ушедшего в заксобр. Ведь, по сути, Иванов и Трутнев могут создать в гордуме фракцию самовыдвиженцев, кандидат от которой вполне может претендовать на должность заместителя главы. И такой вариант устроил бы многих.
А может быть, и Иван Финогеев. Лидер местного отделения незарегистрированной Объединенной коммунистической партии (ОКП). В Москве у партии дела идут совсем плохо, а в Пензе, точнее в Собрании представителей Пензенского района, Финогеев сумел создать фракцию из двух самовыдвиженцев. И поскольку ОКП не зарегистрирована, возглавить местное отделение эсеров чисто с юридической точки зрения ему не возбраняется. Что касается этических аспектов, то, как любят говорить в Одессе: «Я вас умоляю!»
По результатам КПРФ можно написать учебник «Как не нужно проводить выборы»
Прежде чем перейти к разбору причин провала КПРФ, напомню результаты рейтинга «Медиаметрикса» за первую послевыборную неделю, где выборы практически не упомянуты. Единственная новость касательно выборов – это новость о том, что «замглавы Пензы написал заявление о сложении полномочий» (это об ушедшем в заксобр Павле Куликове), расположившаяся на 26-й строчке рейтинга.
О чем говорит такое невнимание к выборам? Да в первую очередь о том, что партии практически не работают в соцсетях. Нет у них ни блогеров, ни журналистов. И даже задачи такой никто и не ставил – заиметь, вырастить или хотя бы купить журналистов и блогеров.
И это при том, что еще два года назад, когда были ограничены массовые мероприятия и стали расти цены на бумагу, идти в соцсети, как говорится, сам бог велел. Ан нет – никто и палец о палец не ударил. Зато теперь все провалы валят на пресловутый админресурс.
Ну а теперь потопчемся, собственно, на обкоме КПРФ.
Первое, что нужно признать, и что вряд ли признает пензенский обком, – новый первый секретарь обкома Дмитрий Филяев оказался гораздо слабее прежнего, Георгия Камнева, года назад избранного депутатом Госдумы.
В принципе, у Филяева был целый год, чтобы, как говорится, окрепнуть и встать на ноги. Однако за этот год Филяев допустил столько косяков, что устанешь загибать пальцы. Перечислю только конкретно касательно выборов.
1. Депутат 6-го округа Пензенской городской думы Сергей Лукичев, вместо того чтобы избираться на 6-м округе заксобра, в который входит его 6-й округ, был отправлен искать счастья на 1-й избирательный округ ЗС. Результаты оказались весьма плачевными.
А депутат 3-го округа Пензенской городской думы Андрей Жданников вообще был сослан избираться в 13-и округе ЗС в отдаленных районах Пензенской области, где ухитрился проиграть даже кандидату от ЛДПР.
Выступай эти два кандидата в их родном Октябрьском районе, их результат, несомненно, был бы выше.
2. Два самых раскрученных представителя КПРФ, депутаты гордумы, ходившие на выборы Госдумы в 2021 году, Алексей Иванов и Александр Трутнев, вообще не были допущены до выборов. Все кончилось серьезным скандалом и даже дракой на партийной конференции (см. «Драка под красным одеялом»).
В результате оба вообще вышли из КПРФ и теперь находятся в свободном поиске.
3. И самый большой прокол – отсутствие на этих выборах мотивации у кандидатов.
Напомню, что попадание кандидатов в депутаты гордумы и заксобра по партийным спискам происходит не по абсолютному числу голосов набранных в региональной группе, а по довольно сложной расчетной формуле. Но в отличие от других партий, в КПРФ до последнего времени существовала негласная договоренность, что по партийным спискам попадает кандидат, чья региональная группа получила именно абсолютное число голосов. Это было серьезным стимулом и служило мотивацией для того, чтобы кандидаты полностью выкладывались на выборах.
До последнего времени это правило действовало и особенно ярко проявилось на выборах в гордуму в 2019 году, когда многие кандидаты довыкладывались до того, что победили в одномандатных округах, и фракция КПРФ в гордуме увеличилась аж в шесть раз!
Но на этих выборах сие мудрое и справедливое правило отменили. Был составлен список кандидатов по единому округу, и сразу стало ясно, кто попадет в ЗС. Мотивация исчезла, и результат не заставил себя ждать своим отсутствием. Нет мотивации – нет и результата!
И как еже неоднократно говорил выше – не нужно истерик и стенаний по поводу т. н. административного ресурса партии власти, при таком количестве косяков самой КПРФ это не прокатит.
Все вышеперечисленное – это только верхушка айсберга провала КПРФ. Вообще же по результатам пензенского обкома КПРФ впору писать учебник «Как не нужно проводить выборы». Хотя и этой статьи вполне достаточно.
P. S. Объективности ради и в качестве утешительного бонуса отмечу, что КПРФ получила 13 мандатов в сельских районах. В частности, депутатом Собрания представителей Бессоновского района стал координатор «Левого фронта» Сергей Падалкин.
То есть потенциал-то у партии есть. Мотивации нет.