Прошлое-то я могу проанализировать? Вреда от этого никому не будет, а вдруг в будущем пригодится.
Как же мы дошли до жизни такой, спрашивают себя многие образованные граждане России. Нет, тут ничего нового нет, так спрашивали себя и год назад, и десяток лет назад, но сейчас, кажется есть у нас понимание: «В самом деле дошли. Приехали. К ответственности».
Я думаю, все сформировалось при Брежневе. И сейчас поясню. Общество всегда формируется интеллектуалами. Интеллектуалы определяют, что хорошо, что плохо, интеллектуалы создают эмоциональные образцы, определяют, за что надо бороться, к чему стремиться, за что стоит умирать, ради чего можно убивать, как одеваться и что читать. Это ведь почти тавтология — интеллектуалами и называют тех, кто все это определяет. Разумеется, многие интеллектуалы или интеллигенты занимаются совсем другим, разумеется, порой власть оказывается в руках у довольно диких людей, презирающих всех «очкариков», но сути дела это не меняет. Тут же появятся интеллектуалы, которые объяснят, чем «очкарики» плохи, и сложат об этом песни и статьи. Власть, не использующая и не опирающаяся на образованное сословие, может существовать не дольше двух недель.
Какая же позиция интеллектуалов или интеллигенции (не буду спорить о терминах, и без меня тут много спорили) сформировалась при Брежневе?
Я говорю сейчас не о всех интеллектуалах-интеллигентах, а о тех из них, кто был душою добр, желал блага себе и отечеству своему.
Я тогда был юношей. И запомнил совет: «Тебе надо найти экологическую нишу», имелось в виду такое место, где что-то платят, сильно не напрягают и подлостей не вымогают. Разумный ведь совет. Но я внутри себя вздрогнул, почуял юным умом: что-то здесь не то. Сейчас бы я сказал так: искать уютную кабинку или хотя бы чистый уголок на тонущем корабле (дело было в середине 80-х) — не самое умное и достойное дело. То есть это может быть полезным, но куда важней другое.
Эта установка на «экологическую нишу» окончательно победила к 1986-му. 30 лет тому назад, в 1956-м, в СССР, у похожих людей были совсем другие ценности. Но что было — прошло и быльем поросло, в перестройку и в 90-е мы вступили именно стремясь и экологическим нишам. Не конквистадорские идеалы были у тех, кто в силу своей порядочности и мог бы успешно реформировать общество. Нет, порядочные люди «знали»: надо найти уютное местечко и не участвовать «в делах тьмы», т. е. политике. Конечно, исключения бывали, но привычки сохранялись. Меж тем время требовало совсем другого.
Так, добровольно самоустранившись, прекраснодушные интеллектуалы доверили власть тем, кто был нагл и вовсе не прекраснодушен, кто безответственно совершал глупость за глупостью и сегодня с гиканьем и уханьем танцует не только с саблями то в ТВ, то на кладбище, то в атомной электростанции. А непрекраснодушные интеллектуалы составляют песни, оправдывающие все эти танцы, хотя доля ужаса уже закралась в их души.
Надеюсь, в недалеком будущем написать здесь о будущем более далеком.