На этой неделе был ДР у Илона Маска, и я задумался: а почему у нас в России не появляются такие талантливые люди? Даже так: почему наши талантливые граждане не в силах сделать мировые компании уровня Tesla или хотя бы стартапы с капитализацией в 1 миллиард долларов, называемых «единорогами»?
И два события это недели очень ярко отвечают на этот вопрос:
Пару недель назад я рассказывал про федерального политика Илью Яшина, который выступая у Юрия Дудя показал великолепный уровень понимания ситуации в стране, рисков для открытых и последовательных людей, но вернувшись в Россию накануне своего ДР три дня назад был задержал полицией, а сейчас отбывает срок в 15 суток за якобы ругань матом в парке и за сопротивление полицейским, пытающимся его утихомирить. Скажу коротко: я не верю показаниям полицейских, и по причине наличия там свидетеля, говорящего об отсутствии ругани и сопротивления, и по причине понимания за что сегодня могут привлечь любого активиста, а не то что политика уровня Яшина.
Вчера суд освободил от отбывания срока в колонии двух московских чиновниц из соцзащиты, халатность которых привела к гибели 14 детей на Сямозере в 2016 году. В мае их приговорили к реальным 4 и 4,5 годам колонии, но судебный процесс за эти годы так удивительно затягивался, что на этой неделе сроки привлечения уже вышли.
Наверное, по этой причине и не создаются у нас крупные стартапы, потому что обычно талантливые люди создают свои фирмы с помощью таких же талантливых людей – открытых, не боящихся своих критических взглядов на мир. Но российская власть показывает, что взгляд на мир тут может быть только официальным, а государственная поддержка и защита оказывается лояльным или молчаливым.
Да, есть успешные примеры очень крупных бизнесов, созданных Олегом Тиньковым или Сергеем Галицким, но оба были вынуждены продать свои детища, по сути, государству. А Олегу Тинькову за свою открытую критику происходящих событий пришлось продавать бизнес в десятки раз дешевле, чем он реально стоил.
Наверное, так же было бы и с Илоном Маском – в лучшем случае ему пришлось бы продать бизнес PayPal, а в худшем – он бы еще мотал бы срок за него. Не говоря о высокотехнологичном «Старлинке», который вообще запрещен с этого года в России, а за его использование можно получить штраф до миллиона рублей. Считаю, что это сделано для того, чтобы интернет внутри страны был бы полностью цензурируемым. Никого инакомыслия!
И это ненормально, когда за собственное мнение у политиков отнимают свободу, а у бизнесменов - их компании, а чиновников, виновных в гибели детей, освобождают от наказания по причине истечения сроков.
Мне видится, что именно на устранении подобной несправедливости и должно работать государство, а не на поиске внешнего врага и борьбе с инакомыслием.