Несколько страшно предполагать, что будет с репродуктивной политикой в России в ближайшие годы. Потому что на первый взгляд единственный ответ — ничего хорошего. Все было плохо и раньше: репродуктивное давление, усложнение доступа к абортам, доплаты врачам за «отговаривание», — и все это на фоне каждый год сокращающегося числа и врачей, и койко-мест в больницах, и мест в школах и детских садах. Если в самой Казани доступ к медицине и качественное сопровождение получить можно, то в регионе — уже нет.
А сейчас идет спад рождаемости из-за кризиса: сначала коронавирус, теперь экономический кризис. Людям просто не на что растить детей. Даже в традиционных больших семьях люди могут не принять решение о рождении следующего ребенка. Сокращение населения — не говоря даже о неизвестном количестве потерь в боевых действиях, одновременно уезжают россияне и не приезжают люди из других стран, которые традиционно ездили в Россию на заработки. Демографическая ситуация, откровенно говоря, аховая. В прошлом году в Татарстане уже смертность в полтора раза превысила рождаемость.
В XXI веке у женщин есть выбор, заводить ребенка или нет. По крайней мере есть выбор, сделать это сегодня или когда-нибудь, когда жизнь будет чуть более понятной. Разумеется, многие семьи не готовы откладывать свое счастье до лучших времен, но все-таки цены в магазинах заставляют задуматься: сможете ли вы дать ребенку то, что хотели бы ему дать? Начиная от таких простых вещей, как грамотное сопровождение беременности, витамины, хорошее питание, и заканчивая образованием и развлечениями.
Конечно, всегда можно сказать: веками рожали. Рожали без молокососов и памперсов, без колясок и других благ цивилизации. Рожали. Потому что не знали лучшей жизни, потому что не имели выбора. И, конечно, сейчас никто не обязан соглашаться на такие условия. И многие не станут. Многие семьи потеряли доход. Для других доходов стало не хватать на их собственную жизнь из-за инфляции. Рождаемость неизбежно будет падать. И пусть Татарстан не возглавит списки регионов с отрицательной демографией из-за наших традиций, но это коснется всех.
Мы входим в новые 90-е: несмотря на то, что многие эксперты говорят, что нельзя сравнивать эти два кризиса, мне кажется, демографическая ситуация роднит их очень сильно. И существующая яма станет еще глубже оттого, что потенциальные матери сейчас — те самые немногочисленные дети 90-х. Сейчас нам около 30. У кого-то, может, уже есть один ребенок, у кого-то — ни одного. Демографическая яма была выкопана подготовлена уже давно, а сегодняшние события сделали из нее целое ущелье.
Казалось бы, в чем проблема? Вам будут много рассказывать о национальных идеях и сохранении народов, но дело совсем не в этом. Дело в налогах. Демография — это игра вдолгую. Нерожденные дети сегодня — это недостаток работников через 20 лет. Это недополученные налоги. А недополученные налоги — это неуплаченные пенсии, непостроенные дороги и непроизведенные товары. Это заложенная экономическая бомба. А, учитывая текущие события, перекроют ли наши природные ресурсы эту потерю дохода? Скорее всего, уже нет.
И в связи с этим неизвестно, как государство будет реагировать на ситуацию. Но, что-то мне подсказывает, вряд ли улучшением жизни матерей и развитием социальных институтов. Раздача денег? Ограничение доступа к контрацепции? Запрет абортов?
Лотерея.
Заставить женщин рожать не так-то просто. Большинство татарок все-таки предпочитают рожать детей осознанно, в браке и с уверенностью в завтрашнем дне. И хотя останутся районы республики, где многодетные семьи — социальная норма, в самой Казани, например, на мой взгляд, тенденция будет усугубляться. И мне не хотелось бы, чтобы реагировали на нее ущемлением наших прав.