101 год назад родился Андрей Дмитриевич Сахаров. 21 мая, пожалуй, самый печальный день его рождения за все годы после кончины.
Сахаров сегодня в России вновь – инакомыслящий, несогласный, политический заключенный в ссылке.
На физическом факультете Московского государственного университета по приказу неизвестного лица трусливо отменили лекции, подготовленные к 101-летию Сахарова.
Памятник Сахарову исчез из парка «Музеон», сообщает «Мемориал». Пришедшие на прогулку, посвященную дню рождения Сахарова, и экскурсоводы увидели это только сегодня. Памятник, находившийся в очень хорошем состоянии, якобы передали «на реставрацию». Очевидно, в связи с реставрацией политического строя, который много лет занимался гонениями на Сахарова.
Идеи Сахарова несовместимы с нынешним политическим строем России. Сахаров несовместим с Путиным. Сахаров несовместим с несвободой, унижением человеческого достоинства, подлостью, полицейским государством, насилием и ложью.
13 лет назад, на 20-ю годовщину ухода Сахарова, я написал статью «Идеальный политик». Перечитал и не хочу исправить ни одного слова.
«Советская, а затем и российская политика за очень короткое время ушла безумно далеко вниз от нравственных принципов Сахарова. Именно в этом – главная причина современной российской общественной катастрофы.
Наследие Сахарова, выстраданное его стоической жизнью, оказалось не востребовано ни государством, ни большей частью российского общества.
Чтобы достичь названных Сахаровым целей, общество должно было сделать много усилий над собой, должно было не врать самому себе, не предавать идеалы, не идти на сделки с совестью.
Политическое завещание Сахарова лежит сегодня на виду у всей страны, но нет очереди к этой сокровищнице мысли.
Эти страницы жгут разум, как Библия, потому что за каждой из них – сбывшиеся трагические пророчества, не услышанные предостережения, не усвоенные нравственные уроки.
По счастью для Сахарова и спасаемого, но не спасенного им человечества, ученики в политике могут прийти и после физической смерти учителя. Главное – чтобы успели».
У Сахарова теперь за спиной – вечность. А у нас – очень короткая жизнь.