Эта методика запугивания прекрасно работает.
Как только я успокаиваюсь и принимаю ситуацию, как происходит очередной вброс, выбивающий меня из колеи.
Один раз меня вызвал на беседу друг, выгуливая вокруг «Агри» и чисто по-товарищески предупреждая, что я должна быть осторожной, ибо есть в Карелии список на посадки и я в этом списке лидирую. Поэтому мне надо удалить все посты и не высовываться. Хотя бы какое-то время.
Что я испытала?
Конечно, панику. Я зассала и все удалила. Предупредила команду, все поудаляли свои антивоенные послания человечеству. И мы на какое-то время все сидели в ужасе и ожидании арестов.
Потом страх прошел.
Я посмеялась над собой, как же я малодушна и слаба, а думала, что кремень. Не-а, обычное ссыкло.
Прошло два месяца. И вот опять. Приходит сообщение от хорошего человека и единомышленника: «Тебе просили передать, что с польской выставкой у тебя могут быть большие проблемы. Будь осторожна».
И снова началось.
У меня парализовало ноги, руки и губы. Я не могла двигаться и говорить. Поскольку прочитала я это утром, а вечером у нас в клубе по плану открытие польской выставки и просмотр короткометражек, то я весь длинный день поглядывала в окна и в сторону дверей, ждала прихода неприятностей.
И вот наступает время открытия. Я вооружилась фразами, которыми собралась встречать непрошенных гостей сами знаете откуда. Мы с Настей Каменской, организатором многих культурных польских событий, той, что привозит уже не первый год фестиваль польского кино «Висла» в наш город, были во всеоружии.
Выставка польского молодого искусства вполне безобидна, в ней нет ничего провокационного, дискредитирующего сами знаете что, просто искусство с интересной концепцией и перекрестным взглядом. К тому же письменно одобренное МИД России, поддержанное Минкультом и Фондом президентских грантов. На открытие приехали представительницы фонда «Российско-польский центр диалога и согласия». Все законно и правильно. Но в контексте всего происходящего слишком инициативные патриоты могут расценить и обычную выставку как фейк и дискредитацию. Кто ж их знает, что у этих рьяных защитников президента на уме? Я вот, например, считаю себя патриотом. Я люблю Россию и желаю ей свободы, процветания и дружбы со всем миром. И не путаю патриотизм с ПУтриотизмом.
И вот время «Ч». Открываются двери, заходят первые люди. Улыбчивые поляки, проверенные и постоянные посетители клуба, те, что не кричат «все не так однозначно» или «у нас не было другого выхода».
И тут заходят двое мужчин, не здороваясь, сразу сворачивают в уголок и достают стабилизатор для съемок видео и настраивают телефон. Ну вот, думаю, началось. Сейчас все отснимут и начнут предъявлять. Или пишут оперативную съемку для «польского дела».
Я смиряюсь. Ну пришли и пришли. В таких случаях у меня всегда трусость перерастает в нарочитую дерзость, и я подхожу к ним напрямую. Здрасьте, говорю, все фиксируете? А один из-под маски говорит: «А что, нельзя снимать?» Да можно, конечно, проходите, и ни к селу ни к городу добавляю: «Выставка поддержана Фондом президентских грантов и одобрена МИД».
Вся заходят в экспозиционное пространство, мы с Настей начинаем рассказывать о проекте, парни со стабилизатором все стабильно записывают. Особое внимание уделяют работе Ольги Гальченко с надписью: «У меня закончилась серая краска, чтобы описать российскую действительность». Во-о-о-от, думаю, пришьют дискредитацию. Скажут, что вы имеете против российской действительности. Она яркая и разноцветная, а вы на нее наговариваете.
Повторяю, я к этому тоже готова.
А поляки улыбаются. Люблю, кстати, польские ивенты в «Агри», потому что у поляков есть какая-то особенная привычка к дружелюбию.
Настя толкает красивую речь о выставке Terra Incognita. Рассказывает о проекте по вымершим деревням народности лемков. С помощью коллажей художники оживили деревни – они вставили в пустынные деревни портреты архивных лемков. Получилось мощно, ужасно и прекрасно одновременно. Такая компьютерная ревитализация целого народа.
Настя говорит красиво, по-кураторски, а я ни к селу ни к городу кричу на камеру снова: «При поддержке Фонда президентских грантов». Вот, гады, если пишете, имейте в виду, президент сам это одобряет.
Мы переходим в наш верхний зал, где заряжены и готовы к показу четыре польских короткометражки. А у нас между залами мечется коренастый мужичок, говорит с кем-то по телефону и орет: «Ну и где? Я уже полчаса жду. Скоро начнется мероприятие. Я что, один буду забирать?» Все, думаю, вызывает подкрепление, сейчас будут всех нас забирать. Он один не решается всех нас накрыть. Вызывает своих. Вот ведь, думаю, даже не шифруется. Совсем ребята осмелели. А до этого мужик ходил вокруг здания и дергал закрытую дверь в другой зал. Сомнения не было, что этот тоже из этих. Из тех, кто обещал неприятности.
Снова использую метод тарана. Когда он заканчивает разговор, подхожу и спрашиваю в лоб: «Вам помочь, вы кого-то ищете или ждете?»
И тут проясняется.
- Да у меня дочка художница. Я ее работы должен забрать после выставки. Не могу никого найти.
И тут в моих глазах он превращается из мужика в приятного мужчину, в папу художницы, которая не соизволила два дня назад забрать работы, когда выставка закончилась. А повесила эту задачу на заботливого папу. Миф о захвате развенчивается.
К тому же двое из ларца просят Настю дать интервью про выставку для нового видеоблога. А что за видеоканал, интересуюсь. Оказалось, парни работают на моего знакомого медиапредпринимателя. Представляют «Газета ВСЁ.Онлайн - Новости со всей Карелии».
И меня совсем отпускает. Еще пару минут назад я чувствовала себя в кольце врагов, а все оказалось мирно, дружно, культурно, как обычно у нас. И я на полном расслабоне смотрю фильмы. Мы их обсуждаем, смеемся, грустим, рефлексируем.
Вот ведь как получается, я сама себе надумала и надстроила панический круг, в котором пребывала целый день. То есть этот метод реально работает. Даже если тебя не собирались захватить, но запугать смогли путем нескольких простейших манипуляций. Действуя через друзей, строго конфиденциально и под грифом хорошего совета: не высовываться. Но эффект паники сработал. Я боялась весь день, а потом смеялась всю ночь.
Главное – вбить клин. Через друзей донести мысль: ты там поосторожней. И дело сделано. Еще один борец с режимом нейтрализован. Сидит боится. Можно ставить галочку.
Подлое время. Когда оно пройдет, можно изучать по нему науку манипуляций. А пока – от паники к истерике и обратно. Жизнь в России такая нескучная.
Напишу-ка я своему психологу Юле Щёголевой. Пора ей снова расчищать завалы в моей голове.
На фото мы с Каменской - молотки современного искусства. Выставка российско-польских художников продлится до 22 мая в Agriculture club. Смотрите расписание.