История эта началась с того, что в Российской федерации исчезла… белая бумага. То есть бумагу мы делать не разучились, а вот отбеливать ее, увы, пока нечем. Из-за санкций поставщики прекратили поставлять в нашу страну соответствующие реактивы. Как следствие, после непродолжительной паники начались поиски того, как нам и формат А4 сохранить – и без забугорной химии обойтись.
Первым кандидатом на роль «спасителя отечества» стало растение, которое до сих пор было проклятием средней полосы России – Борщевик Сосновского. Некие «эксперты» начали утверждать, что этот зловредный овощ – не только источник большого количества целлюлозы, но и способен обеспечить такое ее качество, что бумага, из нее производимая, вообще в отбеливании не нуждается. В этом предложении явно звучала уверенность в том, что одним выстрелом можно накрыть сразу «две цели»: получить источник сырья и одновременно истребить растение, от которого все равно необходимо избавляться. Получится ли из борщевика получить идеально белую бумагу, узнать пока не удалось. Зато довелось пообщаться с агрономом СПК, расположенного под Ярославлем. Он к несколько скептически отнесся к самой идее возделывания борщевика.
- Даже если это и так, что предлагают «эксперты» советующие, разводить борщевик Сосновского? – спросил эксперт. – Понимают ли они, что такое агрокультура? Те растения, которые заполонили поля и тем более – обочины дорог, запустить в переработку в принципе нереально. Крайне сложно использовать в качестве сырья любые растения, которые размножаются самостоятельно. Потому что они всегда в разной фазе – одни только проклюнулись, вторые – в том самом состоянии, когда их необходимо убирать и отправлять на переработку, третьи уже к этому непригодны. И вы еще учтите, что отсортировать эту массу по месту произрастания невозможно – мы имеем дело с опасным объектом. Тут только на экипировке рабочих потеряешь больше, чем заработаешь на целлюлозе. Значит выход один – культивировать борщевик. Но тут же мы сталкиваемся с еще большей проблемой: где брать специальную технику? Как обеспечить нераспространение семян борщевика с культивируемых плантаций? И самое главное – все это долговременные инвестиции, которые начинают окупаться спустя два-три года. Допустим, кто-то решится их сделать. А завтра наши химики найдут способ отбеливать обычную целлюлозу – там не такая уж запредельно сложная технология. Кто пойдет на такие риски?
Итак, борщевик вычеркиваем… Кто остается?
Недавно в Ярославле появился еще один проект, который в перспективе обещал получение неограниченных объемов высочайшего класса целлюлозы. Двигал его депутат Ярославской областной думы Р. Фомичев. Кстати, получивший свой первый мандат как представитель экологической партии «Зеленые». После попадания в большую политику сей государственный муж быстро перекрасился в державные цвета «Единой России». Однако экологические проекты не оставил и начал продвигать распространение в Ярославской области растения под названием мискантус. Говоря попросту, мискантус – вид тростника, который обладает некоторыми хорошими свойствами. К примеру, не разрастается за те пределы, где его вырастили. И не разбрасывает повсюду свои семена, как тот же борщевик. И курить его, к слову, без толку. Ну и, естественно, просто кладезь уже отбеленной целлюлозы.
Депутат и бизнесмен уже вышел на первый цикл программы, продвигая идею через ряд дружественных информационных агентств. Но такая незадача – на самом взлете его существенно «приземлило» возбужденное против него уголовное дело. За посредничество за дачу взятки в особо крупном размере – по тем его бизнес-связям, заметим, которые к мискантусу отношения не имеют. Скоро суд – и к решению экологических вопросов депутат, очевидно, в ближайшие пять лет не вернется.
А пока на прилавки гипермаркетов вернулась бумага формата А4 под названием «Эко». В том смысле, что теперь она цветом похожа на ту самую бересту, на которой наши предки оттачивали первые навыки письма. При ее производстве не используются отбеливатели, то есть определенную экологическую проблему отечественные производители уже решили. При этом борщевик продолжает атаковать поля, конопля – запрещенный плод, а мискантус… Будет, очевидно, ждать еще одного энтузиаста.