После принятия закона об оскорблении чувств верующих в нашем обществе появилась целая категория людей, которые готовы обижаться на все. Мне казалось, что оскорбленными себя чувствуют исключительно представители каких-то меньшинств, и в шутку сокрушалась, что мне, натуралке славянской внешности с российским гражданством и атеизмом в анамнезе, и оскорбиться не на что.
Однако же жизнь никогда не перестанет удивлять: 18 февраля суд оштрафовал томского студента Максима Хохлова на 10 тыс. руб. по делу о возбуждении ненависти или вражды. Его признали виновным в оскорблении по признаку национальности и территории проживания. Хохлов оскорбил… русских, проживающих на территории России.
История абсолютно неуникальна: «преступление» совершено на просторах интернета в дискуссии, похожей на сотни, а то и тысячи других. В июне прошлого года в одном из томских клубов побили стекла, о чем сообщил один из местных пабликов. Само заведение позиционирует себя как «толерантное к представителям меньшинств и неформальных течений», поэтому под постом стали появляться оскорбительные комментарии об ЛГБТ-сообществе.
Студент Хохлов не удержался и выразил свое мнение. «Все начали писать, что я тоже гей, хотя я им не являюсь, — мне просто было обидно, что людей обзывают только за их ориентацию», — рассказал Хохлов местному новостному агентству «ТВ2».
В августе прошлого года молодого человека вызвали в отдел по противодействию экстремизму, оказалось, на него написали заявление о разжигании ненависти. Комментарии томича отправили на лингвистическую экспертизу, которая длилась больше полугода. В заключении эксперта говорится, что в своем комментарии Хохлов использовал «зоологическую метафору», называя приматами людей, проживающих на территории России. Экспертиза пришла к выводу, что в его словах «имеется негативная оценка группы лиц, объединенных по признаку проживания в Российской Федерации».
Повестку в суд Хохлову принесли за день до заседания. Молодой человек даже не успел найти себе адвоката. Полицейский из Центра «Э», который принес ему повестку, посоветовал в суде раскаяться, чтобы отделаться минимальным штрафом и не доводить до уголовной статьи.
«Защищать надо права, а чувства воспитывать», - говорил убитый псковский священник Павел Адельгейм. Я бы всем легко оскорбляющимся посоветовала в первую очередь воспитывать в себе чувство юмора. Чтобы с долей здоровой самоиронии относиться к подобным высказываниям и не чувствовать себя оскорбленным.
Разве не очевидно, что оскорбленные чувства становятся прекрасным предлогом для ограничения свободы слова? Это касается и верующих, и неверующих. Обида оказывается моральным оправданием государственного насилия.