Внимание. Александр Сокуров не извинялся ни перед Кадыровым, ни перед чеченцами, ни перед кавказцами вообще.
Он извинился исключительно перед председателем и членами Совета по правам человека при президенте за перепалку с Путиным на заседании Совета. По сути написанного, он извинился не за то, что сказал, а за то, как это было и что из-за этого получилось - за саму перепалку и, видимо, за имевшее место какое-то недовольство Кремля Советом и его председателем. То есть, это было понятное извинение интеллигентного человека за доставленные им неприятности.
Более того, это извинение не было публичным, а было принесено во внутренней закрытой рассылке членов СПЧ, и уж кто-то из этих самых членов слил его в РБК. Слова Александра Сокурова, превратно полоскавшиеся по всей стране, были внутрикорпоративным извинением перед коллегами и предназначались нескольким десяткам человек. Этим же нескольким десяткам человек предназначалась и озабоченность Александра Сокурова своей безопасностью. А по сути, во внутренней рассылке СПЧ Сокуров (озабоченный заявлениями Кадырова и вообще шумихой на Кавказе вокруг его выступления) через Фадеева обратился к Путину с просьбой, чтобы президент предоставил ему какие-то гарантии безопасности, что, кстати, и было сделано.
Да, вся эта история с разных сторон выглядит неприглядно: и комично-трагичное бытование свободы слова при путинском режиме, и официально запретные темы для обсуждения, и в очередной раз расплясавшийся Рамзан Кадыров с "чеченским сектором", и личные гарантии Владимира Путина, как единственный стопроцентно работающий в России "закон". Но чего точно не было во всем этом инциденте, так это отказа Александра Сокурова от своей позиции в отношении Кавказа и его публичных извинений за эту свою позицию перед Кадыровым, "чеченским сектором" и т. п. Не было этого. А была озабоченность великого режиссера своей безопасностью и вынужденно унизительное обращение к Путину за гарантиями безопасности.