Ситуации иждивенчества в центрах помощи жертвам домашнего насилия существуют во многих регионах, где занимаются этой проблемой. И наш кризисный центр «Мамин Дом» (это шелтер (убежище) для мам с детьми, сбежавших от домашнего насилия или оказавшимся в трудной жизненной ситуации) в том числе столкнулся с этим. Было достаточно ситуаций, когда женщина, побыв в центре, потом возвращалась к мужу-агрессору, продолжая терпеть. Бывало и так, что в треугольнике жертва, агрессор (муж) и спасатели (наш фонд) происходила смена ролей. Жизнь по правилам, движение по плану развития - это обязательство, не отдых, а если женщина была не готова к переменам, то в ее картине мира мы становились агрессорами, муж спасителем - и она возвращалась к нему. Такое тоже бывает, поэтому мы в эту игру играть перестали. Некоторые центры продолжают в этом вариться, кто-то от бессилия закрывается, потому что это эмоционально тяжело: ты вкладываешься, а в ответ получаешь не просто неблагодарность, но и обвинения. Конечный выбор всегда за женщиной, а если она сама не готова к изменениям, то сколько бы мы не вкладывали, чтобы бы не делали, то просто напрасно съедим свои ресурсы и ресурсы благотворителей.
Мы перешли на новый формат работы, который нас отличает от других центров
В частности, активно применяем коучинговый подход в работе с жертвами домашнего насилия (коучинг - это развитие потенциала человека). Мы сместили фокус не на выход из центра, а на вход: прежде, чем начать работу, берем у женщины глубинное интервью, где выявляем ее потенциал, выясняем, как она реагирует на проблему и что она хочет с ней делать. Нередки ситуации, когда женщина после очередного избиения приходит к нам с якобы твердым желанием уйти от агрессора. Начинаем докапываться до сути и выясняем, что у нее уже было примерно 10 попыток уйти от мужа, но каждый раз, когда он извиняется, она возвращается. Мы интересуемся, почему, по ее мнению, очередная попытка изменить жизнь будет удачным способом решения вопроса. В ходе обсуждения приходим к тому, что женщина и не собирается уходить о агрессора, а лишь ищет очередной способ манипуляции мужчиной (мол, насколько я хочу поменять тебя, что ушла в центр помощи). После беседы, базируясь на огромном опыте в этом вопросе, мы объясняем, что это так не работает, что муж не изменится, если она уйдет в очередной раз.
Взамен мы предлагаем женщине альтернативный вариант развития событий - не уходить в кризисный центр, а воспользоваться программой сопровождения. Что это такое? Женщина приходит в офис Фонда, где получает комплексную профессиональную психологическую помощь, по возможности - юридическую поддержку. Параллельно специалист по социальной работе составляет план развития для женщины, где прописывает задачи и этапы выхода из кризиса. Она имеет выбор, еще находясь в ситуации домашнего насилия, начинать из нее выбираться. Бывает так, что уже на стадии работы с психологом женщина, меняя отношение к себе, научившись выстраивать границы, меняет ситуацию - и отношения внутри семьи налаживаются (но это несложные случаи, абьюз абьюзу рознь).
Если после работы с психологом женщина не оставляет решение уйти из семьи - у нее эта возможность остается. Наша же главная задача выявить ее потенциал на входе - и мы изучаем его по нескольким параметрам, работая по западной технологии кейс-менеджмента, адаптированной под российский менталитет (она позволяет считывать способности и возможности). Во-первых, оцениваем внутреннюю опору (что в ней есть самой, что мы можем взять за основу). Во-вторых, внешние опоры (родственники, ближайшее окружение): ищем, а кто еще можем оказаться поддержкой. Если с кем-то из родных и близких деструктивные отношения, то предлагаем их наладить, если есть возможность, можем выступить в роли медиатора. Затем она поселяется в центре - и начинается плотная всесторонняя работа, которая продолжается в течение двух месяцев.
Сейчас мы находимся на стадии открытия швейной мастерской в «Мамином доме», где после специального обучения женщины будут шить премиальное постельное белье
Это социальный бизнес, который мы открываем для того, чтобы помочь жертве домашнего насилия с первых дней получить профессию, начать работать и зарабатывать. Особенно это важно для женщин с маленькими детьми, потому что работа закрывает их основной страх, что им не на что будет содержать ребенка. В перспективе женщина, уже выйдя из центра, выходит на самодостаточность и имеет возможность арендовать квартиру. Параллельно с работой в швейной мастерской мама продолжает получать комплексную помощь согласно плану развития вместе с психологом и социальным работником. Комплексную психологическую помощь получают и дети, которых затронула ситуация с домашним насилием. Надо отметить, что после того, как женщина завершает программу проживания, мы не бросаем ее. Если нужна помощь, то она продолжает с нами работать, просто проживает уже самостоятельно.
Многие удивляются, мол, достаточно ли два месяца и почему женщине нужно сразу окунаться в работу? А как же период адаптации? Отвечаю, что на самом деле у женщины, которая ушла от тирании и семейного насилия, нет проблем с отдыхом. Как правило, она и так нигде не работает и в целом занимает довольно пассивную позицию в жизни. У такой женщины есть проблема с двумя вещами - самооценкой и безопасностью. Но безопасность мы обеспечиваем, а самооценку повышаем: с первого дня мы транслируем, что она, принявшая твердое решение изменить жизнь, уже сильная. Женщина, которая придет к нам отдохнуть, уйдет ни с чем. Этой технологией работы мы немного отличаемся от других фондов: у нас нет жалости для жертв домашнего насилия, мы их не жалеем, мы им помогаем, поддерживаем, даем плечо. Наша задача дать опору на ту внутреннюю силу, которая в них уже есть. Ремонт в «Мамином доме» на финишной прямой, а значит, уже совсем скоро мы будем готовы принять первые семьи по этим новым правилам.
Подытожу, что программа, которую озвучила, родилась не на пустом месте, а стала итогом многолетней работы с жертвами домашнего насилия. Мы проанализировали самые успешные случаи реабилитации женщин и пришли к выводу, что работа, самостоятельность и безопасность - источник силы для женщины, которая находится на пути трансформации. И, как правило, два месяца действительно хватало на то, чтобы встать на ноги, выработать новые привычки и идти дальше.