«Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен», — написал Эрик Артур Блэр, известный миру как Джордж Оруэлл.
Времена массовых помешательств в тоталитарных странах оставляют в меньшинстве (но, слава богу, не в единственном числе) многих людей.
Человек правды окружен ложью власти. Человек чести окружен сборищем нечестивых. Человек свободы окружен толпой несвободных.
Ложь стала государственным оружием, а правда — иностранным агентом. Наследники палачей НКВД и КГБ убивают «Мемориал»*. Чтобы выбить признания в несовершенном, человека пытают. Министерство правды занимается исторической памятью и патриотизмом.
Чтобы человек почувствовал свое ничтожество, его причисляют к 1% вопиющего меньшинства при 99% подавляющего волю большинства. А большинство умеет травить, наслаждаясь безнаказанностью момента.
Как не сойти с ума? Как не сломаться? Как видеть все то, что невозможно видеть и невозможно изменить в одиночку?
Ответы просты. Не утонуть в суете. Не поддаваться на искушения. И не предать себя самого. А меньшинство и большинство меняются со временем. «Боже мой, как мы были слепы и глупы! Кто бы мог подумать?!» — восклицают потом люди. Вот так это и бывает. Но думать полезно всегда.