Их немного, но они есть. Дом на Мальцева, 48 (фото 1) чуть не в двадцать раз моложе своего визави – дома на Мальцева, 31 (фото 2), но соразмерен ему по высоте, второй этаж обит чем-то, напоминающим дерево, а три фронтона – в центре и по краям - перекликаются с фронтоном старинного купеческого особняка с современными ему липами, взятыми в прошлом году на учет местными ботаниками как одни из самых старых в городе.
Архитектор, проектировавший пристройку к дому №97 на проспекте Победы (фото 3), не только продолжил традицию скругления углов, которая в городе началась в 18 веке со здания, в котором сейчас размещается филармония, но, на мой взгляд, при разработке проекта думал о доме, где жил К. Н. Батюшков (фото 4).
Туристы отмечают, как положительный момент, отсутствие в исторической части Вологды высотной застройки. Досадные исключения уже появляются, но не будем сегодня о грустном. Когда высота новостроек в центре не превышает традиционные для деревянной Вологды два этажа, а зодчий думает и о своем вкладе в архитектуру города, получаются удачные примеры. Мне нравится дом на Лермонтова, 31 (фото 5; обратите, кстати, внимание на гармонирующую с ним литую решетку ограждения бывшего Детского парка) и дом на Советском проспекте, 76 (фото 6–8; оцените продуманность оформления фасадов и ворот). Может быть, этот стиль назовут постмодерном.
Как в спектакле нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры, так и в архитектуре можно спроектировать обычную трансформаторную подстанцию на улице Ленина, но тактично вписать ее в сложившееся старое окружение (фото 9).
Сказанное – мое личное мнение и не может быть истиной в последней инстанции. Кто-то наверняка приведет и другие удачные примеры современных зданий, но, согласитесь, они теряются в общей массе безликих или даже диссонирующих со старой архитектурой построек.