«Камо грядеши, Господи?» - спросил апостол Пётр Иисуса Христа. И в ответ услышал: «Я иду в Рим на второе распятие». Апостол попросил разрешение сопровождать мессию и по прибытии был распят вниз головой.
Не будем трактовать библейское предание применительно к сегодняшней ситуации… но, ей-богу, что-то общее есть.
Из Кремля не раз и не два намекнули – губернаторы будут лично нести ответственность за ситуацию с коронавирусом в своих регионах. И за рост суточной заболеваемости, и за смертность, и за темпы вакцинации. Что незамедлительно породило ответную реакцию. «Хочу обратить внимание глав муниципалитетов, где зафиксированы самые низкие показатели вакцинации – это ваша персональная ответственность и основная работа» (из выступления Александра Цыбульского на заседании оперативного штаба).
Бедные-бедные главы МО, им-то кого предупредить о солидарной ответственности? Разве что старших по подъездам.
Вспомним, как все начиналось. Президент обращался к населению огромной России с призывом быть ответственными за свою жизнь и своих близких. В срочном порядке вводились первые ограничения на контакты вплоть до незапланированных выходных. Народ ежедневно читал суточные сводки о новых заболевших и охал-ахал. Напомню, на тот момент по Архангельской области их количество только приближалось к сотне.
Потом ждали чудодейственную вакцину. Она появилась, сразу несколько вариантов. Начались споры, какая лучше, по старинной русской привычке предпочтение отдавалось импортной.
Вакцинироваться стало можно не только в поликлиниках, но и в торговых центрах. Сразу образовались очереди, как когда-то за колбасой. Все на фоне слухов, что вакцины мало и на всех не хватит.
Потом и это устаканилось. Да так, что поток сознательных практически сошел на нет, об этом наглядно говорит статистика. Закрылись пункты мобильной вакцина, развернутые в ТЦ, «за отсутствием спроса». А коронавирус опять пошел в рост. Причем у тех, кто прошел полный курс вакцинации и успел переболеть. Это, в свою очередь, породило разговоры «да вы сами в заразе мало что понимаете».
Народ перестал интересоваться сводками, это видно по посещаемости таких публикаций. В официальной информации действительно много несуразного и не поддающегося логике. Как так – в один день выздоровевших под четыре сотни, а в другой их меньше 50?!
А еще есть воинские части, исправительные колонии и следственные изоляторы, недоступные эпидемстатистике. Что порождает массу обывательских слухов. О количестве смертельных исходов оперативный штаб не сообщал с середины августа. Отсутствие официальной информации — вот что должно пугать население больше всего.
Но… не пугает. Люди устали бояться и начинают привыкать жить в новом коронавирусном мире. Бабушки также, как и прежде, целуют внуков, не надевают к их приходу марлевые повязки, вспомните, что было полтора года назад. Наш народ - фаталист, сужу по общению с израильтянами.
Плюс особенности северного менталитета – приезжавший летом на съемки друг из Воронежа удивился количеству безмасочных на улицах: «Мы не всегда соседей по дому узнаем». Наверное, жизнь в мягком климате повышает ценность бытия.
На одном из прошлогодних ток-шоу представитель архангельского Роспотребнадзора в прямом эфире предложила телезрителям «сообщать куда следует» о соседях, не соблюдающих режим самоизоляции. Даже ведущий вздрогнул: «Это как в 37-м?!» В ответ лишь милая улыбка. Обошлось, народ не хочет возвращаться в те времена, не хочет бояться ни болезни, ни доносов.
Но статистика-то растет! Губернатор вводит с понедельника новые ограничения. Не из вредности, а потому, что с этим надо что-то делать. По старым проверенным лекалам: ограничить посещения предприятий общественного питания, объектов культуры (театры, музеи, филармонии и т. д.), кинотеатров, фитнес-центров, бассейнов, гостиниц, салонов красоты, парикмахерских, массажных салонов, саун, соляриев. Но если раньше бедные владельцы малого бизнеса просто закрывали «избушку на клюшку» и распускали персонал в неоплачиваемый отпуск (или работали «втемную»… чего уж тут скрывать) в надежде на компенсацию убытков, то сейчас появились послабления. Кушать, стричься, париться можно при наличии:
- QR-кода о вакцинации от ковида,
- справки о перенесенном заболевании (с даты выздоровления - не более шести календарных месяцев),
- сертификата на бумажном носителе о вакцинации от ковида,
- справки об отрицательном исследовании на коронавирус методом ПЦР (выданной не ранее чем за три дня до посещения объекта),
- подлинник справки о наличии противопоказаний к вакцинации.
Первый пункт сразу исключает из активной жизни людей пожилого возраста, до этого прекрасно обходившихся кнопочным «бабафоном» (у автора этих строк, к слову, именно такая модель). «Сертификат на бумажном носителе» наводит на мысль «Где бы его купить», такие предложения несложно найти в интернете, и ими обязательно воспользуются антипрививочники, каких, судя по реакции в соцсетях, тьмы и тьмы. ПЦР трехдневной годности подразумевает нашу готовность тратить часть свободного (или рабочего) времени на эту процедуру и готовность к ее оплате.
Последний же пункт прямо намекает на бренность нашего существования – рядом в кинотеатре всегда может оказаться человек с такими противопоказаниями. Как и лицо, не достигшее 18 лет, таким вообще ничего не требуется. Обязательная термометрия в торговых центрах вызовет лишь снисходительную усмешку на фоне сообщений о бессимптомном течении болезни.
И все перечисленные меры тухнут при виде переполненного общественного транспорта, которым, увы, до сих пор пользуется основная масса населения, проживающая в городах.
Губернатор Цыбульский говорит о том, что вводимые меры вынужденные, что в больницах под ковидных уже перепрофилировано все, что можно (сами главврачи в приватных разговорах не советуют ложиться к ним с другими болячками. И искренне удивляется: Неужели сами не понимаете всей серьезности ситуации?!).
Да, вот такие они — поморы…
"...вот такие они — поморы…"
Велика ли доля коренных поморов среди жителей Архангельской области, тем более - среди жителей Архангельска?
Особенно нелепо о неком особенном духе поморов было читать в текстах о событиях на станции Шиес, которая располагается на крайнем юго-востоке нынешней Архангельской области, и та территория исторически входила в состав Вологодской губернии.
Про Шиес вообще смешно было читать... раздули из мухи слона
И правильно, что раздули. Иначе бы не отбились от московского мусора. Конечно, для москвичей Шиес - колониальная территория, но для местных -родная.
И заселена была в историческое время зырянами.
Было время добрая шла молва о поморах Архангельской губернии. Потомки вольнолюбивых новгородцев, поморы до сих пор еще сохранили дух предприимчивости, необузданности и смелости своих предков.
Движение новгородцев на Север началось с давних времен. По сказаниям летописцев, новгородские колонии встречаются уже в XI и XII веках по берегам рек Онеги, Северной Двины, Мезени, Белого моря и Северного океана. Условия жизни, близость моря, постоянные опасности при производстве морских промыслов выработали из наших поморов отважных моряков и смелых промышленников. В общем, поморы -- народ гостеприимный, коренастый, здоровый; лица у них широкие и вечно красные, так как большую часть года они проводят на воздухе, на море. Летом мужчины носят картузы, пиджаки и кожаные сапоги, а во время промысла бахилы и норвежские куртки-фуфайки, зимою -- валенки и тулупы. Женщины ходят в цветных ярких сарафанах. Избы большею частью просторные и довольно опрятные. В каждом доме найдется самовар, чайная и столовая посуда.
А потом привезли зэков и поморы растворились среди них. Аминь.
Генетические исследования показывают, что предки поморов - местные финно-угры. Ни откуда они не приходили, никого не колонизировали. Они финно-угры, принявшие язык господствующей церкви.
Оставь генетические исследования для "зырянина-язычника" и читай исторические документы. На Русском Севере помимо поморов жили корелы. Вот корелы, довольно многочисленное финское племя, занимало в прежние времена до XIV века большую часть юго-западного берега Белого моря и распространялось далее на восток до берегов Северной Двины. у Корельского устья, стоит поныне Корельский Никольский монастырь, из истории которого видно, что он был основан в 1410 году преподобным Евфимием среди корелов, живших тогда по морскому побережью между русскими поселенцами и, по грамотам Соловецкого монастыря, известных под названием корельских детей; среди архангельских купцов, мещан и крестьян очень часто попадается фамилия Корельский. По скандинавским сказаниям, под названием "Кориоландии и Квенландии" разумеется страна между Финским заливом и Белым морем. О корелах упоминается еще в IX столетии: норманнский король Эрик Эмундсон, умерший в 833 году, проникал до Корелии; в 877 году Торольф Квельдуфсон, воевода короля Гарольда Гарфагара, разбил корелов. В XII веке корелы участвовали в ополчении князей Изяслава и Ростислава Мстиславичей и, кроме того, вместе с новгородцами неоднократно воевали с емью -- другим финским племенем. С XIV века корелы стали орудием вражды между русскими и шведами и принуждены были нередко вести междоусобную войну. Так, в 1592 году шведы с финляндцами произвели жестокое нападение на Поморье и опустошили всю страну, которую занимали тогда корелы.
И что? Корелы - финское племя. Да. Генетики говорят, что поморы - потомки угро-финнов. Что не так, с твоей точки зрения имперца?
Оставь, говорит, свои генетические исследования и читай "документы". Да, оставь пропаганду, читай комменты.
"Документы" издревне составлялись государевыми людьми, а государство всегда было национал-патриотическим. "Документы", не соответствующие генеральной линии государства - изымались и уничтожались.
По скандинавским сказаниям, под названием "Кориоландии и Квенландии" разумеется страна между Финским заливом и Белым морем. О корелах упоминается еще в IX столетии: норманнский король Эрик Эмундсон, умерший в 833 году, проникал до Корелии; в 877 году Торольф Квельдуфсон, воевода короля Гарольда Гарфагара, разбил корелов. В XII веке корелы участвовали в ополчении князей Изяслава и Ростислава Мстиславичей и, кроме того, вместе с новгородцами неоднократно воевали с емью -- другим финским племенем. С XIV века корелы стали орудием вражды между русскими и шведами и принуждены были нередко вести междоусобную войну. Так, в 1592 году шведы с финляндцами произвели жестокое нападение на Поморье и опустошили всю страну, которую занимали тогда корелы. В настоящее время Корела занимает западную часть Кемского уезда и граничит: с севера -- с Русскою Лапландией, с северо-востока, востока и юго-запада -- поморскими волостями, с юга и юго-запада -- Олонецкою губерниею, а с запада -- Финляндией. Она заключает в себе следующие 12 волостей: Тунгудскую, Летнеконецкую, Подужемскую, Маслозерскую, Погосскую, Кондокскую, Вокнаволоцкую, Ухтинскую, Тихтозерскую, Кестенгскую, Вычетайбольскую и Олангскую.
Вся Корелия покрыта множеством озер, из которых берут начало все реки, впадающие в Белое море.
Карелы называют себя карьяла - что по-угорски означает КАР(град)и ЯЛ (ОЛ) жывущие.
Отсюда и название страны КАР_ДА_РИКА.
Этнографическую карту 1918 года тебе показать? Там четко показано что на Севере жили только зыряне, карьяла и саамоеды. И больше никого, даже в начале 20 века.)))
Прости, но какое отношение это имеет к величию русских? Слава богу, что не пишешь, что земли корелов опустошали ижемцы.
Наименование Поморы у изТОРиков появилось только в 18 веке.
И это всеголишь обозначение любых народов живущих у моря.)))