Воздвиженская площадь существовала в Орле еще с XVIII столетия. В XIX веке она была ярмарочной и по особым дням заполнялась торговцами с разных концов губернии, которые сбывали свой товар прямо с возов. В лавках по периметру площади продавали хлеб, говяжье сало, конопляное масло, зерно и муку. В книгах орловских мемуаристов позапрошлого столетия встречаются упоминания о том, что по праздникам на Воздвиженке устраивались карусели и балаганы, организовывались катания на лошадях. В 1920-х торговля на Воздвиженской площади прекратилась. Ее саму сначала переименовали в Промышленную, а затем упразднили и застроили. В наши дни в этом месте располагаются один из корпусов и общежития ОГУ, сквер с памятником Поликарпову и бывший кинотеатр «Родина». Издавна стоявшие там дома, лавки и склады, а также Крестовоздвиженский храм и три часовни до наших дней не сохранились. Осталось лишь несколько зданий на прилегающих к ней улицах, которые по назначению и расположению также можно отнести к территории площади.
Жизнь площади была тесно связана с жизнью пересекавших ее улиц – Московской и Старо-Московской. Последняя даже одно время, как и площадь, называлась Воздвиженской. Согласно историческим данным, на этой улице в части, непосредственно прилегавшей к площади, 100 лет назад, располагалась значительная часть складов и лабазов торговцев с площади. Несколько зданий, в прошлом обращенных фасадами к площади, еще совсем недавно стояли в начале нечетной стороны Старо-Московской. Среди них было несколько деревянных домиков и большой двухэтажный дом №19 из красного кирпича. К сожалению, все здания этой части улицы были снесены в 2013 году. С их разрушением на Старо-Московской не осталось построек, которые территориально можно отнести к бывшей Воздвиженской площади.
Несколько домов с Воздвиженской площади прекрасно сохранились на улице Московской. 100 лет назад своими окнами они смотрели на Крестовоздвиженский храм и площадку, где торговцы собирались на ярмарку, ныне — на бывший кинотеатр «Родина» и сквер с памятником Поликарпову. Среди этих зданий выделяется своими размерами дом №61 прямо напротив сквера. В конце XIX века он принадлежал известному в городе купцу Калашникову. В советское время его перестроили, добавив к уже существующим двум этажам еще два. К счастью, при перестройке красивый лепной фасад старой части здания был сохранен. Сейчас это многоквартирный жилой дом с магазинами на первом этаже.
С бывшим домом Калашникова соседствуют три небольшие городские усадьбы – три замкнутых и уютных мирка, время в которых будто остановилось. Небольшое и довольно скромно украшенное двухэтажное каменное здание №59, вплотную примыкающее к дому №61, некогда было главным домом одной из них. Несколько лет назад дом сгорел, и теперь от него остались одни стены.
Прежде это была усадьба священника из Крестовоздвиженской церкви Ильи Феоктимского. Во дворе дома сохранилось одно из последних на улице Московской старинных деревянных зданий. По всей видимости, это прежде был один из флигелей усадьбы.
Не сразу замечаешь еще одну чрезвычайно редкую и потому примечательную историческую деталь, буквально лежащую под ногами. Двор ее и конкретно дорога от не существующих ныне ворот к деревянному флигелю некогда были вымощены природным камнем.
Остатки этого мощения кое-где до сих пор просматриваются среди заросшего травой двора. Именно таким мелким необработанным камнем мостили некогда и главные улицы города, в том числе Московскую, Кромскую, Новосильскую, Болховскую.
Соседняя с нынешним домом №59 усадьба некогда принадлежала мещанам Жугиным. Ее главный дом, каменный в два этажа, был выстроен Иваном Андреевичем Жугиным в 40-х годах XIX века.
Усадьба Жугиных имела самое непосредственное отношение к торговле на площади. В ее дворе стояла пекарня. Произведенным там хлебом и пирогами семейство Жугиных торговало в лавке, занимавшей весь первый этаж их дома. Производство действовало много лет и переходило по наследству. В 1870-х годах усадьбой и пекарней владел сын основателя семейного бизнеса — Евдоким Иванович Жугин. При нем кроме каменного дома с лавкой и пекарни в составе усадьбы числился еще один большой деревянный дом на красной линии улицы, а также баня, несколько кирпичных сараев и конюшня во дворе. До наших дней от этой некогда обширной усадьбы сохранился только двухэтажный каменный дом №55 с бывшей лавкой на первом этаже.
Он и сегодня выглядит почти так же, как и 170 лет назад. Даже в лавке все еще торгуют — там цветочный магазин. От большого деревянного дома, пекарни и сараев не осталось и следа. На их месте неприглядный пустырь, заросший бурьяном. Вид на него недавно прикрыли забором с рекламными щитами.
Нельзя не отметить, что дом №55 несколько лет назад был очень хорошо отремонтирован. Ему вернули прежний облик, убрав штукатурку с фасада и открыв его краснокирпичные стены. Это редкий в Орле пример удачного ремонта старого дома частным инвестором.
Еще лучше сохранилась третья из старинных усадеб этой части Московской улицы. Ею когда-то владел известный в городе «каретных дел мастер» Эрнест Фрайденберг. В наши дни она представляет собой два небольших одноэтажных каменных дома – №51 и №53, соединенных между собой изящной кирпичной аркой, через которую входят во двор.
К каждому из этих двух зданий примыкает длинный хвост из пристроек различного назначения, уходящих далеко вглубь двора.
Самое примечательное из них — №53. На его фасаде сохранилась старинная лепнина, добротная уличная дверь с кованым козырьком и даже подлинные оконные рамы с резным декором, единственные такие во всем Орле. Не менее чем внешние детали зданий интересно их прошлое, о котором я еще обязательно расскажу.
Эти три старинные усадьбы на Московской улице – последние и чудом уцелевшие осколки исчезнувшей Воздвиженской площади. Несмотря на обилие современных деталей (поздних пристроек, спутниковых антенн, пластика и т. д.), попадая в эти дворы хоть на минуту, ощущаешь себя в позапрошлом столетии.
И только посетив их, веришь, что все, что написано о прошлом этого места в книгах, было на самом деле. Что в окнах их обветшавших фасадов некогда действительно отражались купола старинного храма, столпотворение уличных торговцев на ярмарке, деревянные карусели и лихачи-извозчики, катавшие горожан на масленицу.