Председателю ЦИК России Э. А. Памфиловой
Председателю МГИК В. Горбунову
Председателю УИК №5005
Кандидатам в депутаты Государственной думы М. В. Вельмакину, Ю. Л. Загребному, Д. А. Парфенову
Председателю Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной думы ФС РФ по 200 избирательному округу Е. Б. Красниковой
Жалоба на нарушения, допущенные в УИК №5005
Для осуществления общественного контроля за соблюдением прав избирателей, а также избирательного законодательства мною в участковую избирательную комиссию №5005, через которую осуществлялось электронное голосование, был направлен член УИК с правом совещательного голоса (далее – член УИК с ПСГ) Ольга Николаевна Огольцова. В ходе голосования ею были выявлены следующие нарушения.
1. Члены УИК с ПСГ для запроса информации были обеспечены системой наблюдения НОД для запросов в базе данных. Однако в 20:00 данная система отключилась под предлогом того, что истек срок действия выданного на нее сертификата ФСТЭК. О том, что данная система отключится, членов УИК с ПСГ заранее не предупредили. Между тем без ее функционирования наблюдение оказалось невозможным, так как нельзя выяснить, сколько раз голосовал любой из избирателей (максимальное количество переголосований составляло семь раз в сутки);
2. После того как в 21:40 прекратилась обработка данных электронного голосования, членам УИК с ПСГ было разъяснено, что одной из причин этого стала перегрузка сервера. В связи с этим члены УИК с ПСГ попросили предоставить им документы, свидетельствующие о том, что:
- проводились нагрузочные испытания системы;
- каковы количественные показатели нагрузочных испытаний;
- доступен для ознакомления протокол нагрузочных испытаний системы. Однако такие документы, в том числе акт нагрузочного тестирования, который показывает временные значения работы системы при максимальной нагрузке, им предоставлены не были, что может свидетельствовать о том, что:
- либо таких документов нет;
- либо они были скрыты от членов УИК с ПСГ и членов УИК с ПРГ, которые, в отличие от О. Н. Огольцовой, специалистами в данной области не являются. Члены УИК пояснили, что для этого у них нет времени. Огольцова О. Н. попросила, чтобы эти данные были предоставлены лицами, обслуживающими программу, однако они такой команды не получили.
3. Членам УИК с ПСГ после зависания системы необходимо было предоставить документы о приемке системы подсчета онлайн-голосов в целом, доступен ли для ознакомления протокол сдачи-приемки системы.
Однако данные сведения и документы предоставлены им не были.
4. Члены УИК с ПСГ обнаружили, что результаты ДЭГ:
- не обрабатываются онлайн, в том числе и переголосование;
- не загружаются в ГАС «Выборы», а печатают с флеш-карты непонятного происхождения, которую до этого наблюдатели и члены УИК с ПСГ не проверяли, на бумаге везут в ТИК.
5. На мониторах онлайн-голосования не было "чистого" результата по каждому из кандидатов, а выдавался только результат, данные которого были смешаны с иными, неэлектронными участками.
6. Из Особого мнения члена УИК с ПРГ Лобонок Анны Леонидовны видно, что:
- в течение нескольких дней подряд, 18 сентября 2021 года, информационный ARM председателя УИК для ДЭГ IVOTING.MOS.RU, предназначенный для работы членов УИК со списком избирателей, работал с перебоями, периодически был недоступен, члены УИК не могли авторизоваться на данном информационном ресурсе до 30 минут.
- часть избирателей, чьи заявления о регистрации на ДЭГ или об отзыве регистрации на ДЭГ были поданы в срок 13 сентября до 23:59, получили уведомления об одобрении своих заявлений только 16 сентября 2021 года, либо не были внесены в списки избирателей, зарегистрировавшихся на ДЭГ, либо не были исключены из списков избирателей. Это привело к тому, что часть избирателей оказалась лишена активного избирательного права.
Протоколы электронного голосования по УИК №5005 члены УИК с ПСГ не могли получить в течение 15 часов. Внешних признаков хакерской атаки членами УИК с ПСГ обнаружено не было. Сам сервер членам УИК не предъявлялся, что лишило их возможности дать оценку работе оборудования и программного обеспечения.
У членов УИК с ПСГ сложилось впечатление того, что УИКи, обеспечивающие электронное голосование, специально ожидали поступления данных из окружных избирательных комиссий в целях фальсификации результатов голосования.
Указанные нарушения, как по отдельности, так и в своей совокупности, не позволяют определить волеизъявление избирателей, проголосовавших путем электронного голосования.
В связи с этим прошу вас протоколы по результатам электронного голосования на избирательных участках с электронным голосованием, в том числе протоколы голосования по Медведковскому 200-му избирательному округу, признать недействительными в связи с неудовлетворительным качеством системы электронного голосования, результаты выборов по электронным участкам признать недействительными.