Как же усложнила жизнь маломобильных инвалидов так называемая ярославская транспортная реформа. С тех пор прошло уже почти два месяца, но ощутимых сдвигов в лучшую сторону не видно. Мало того: все чаще оказывается, что страдают не только люди с поражением опорно-двигательного аппарата. Хватает проблем и у других групп людей с ограниченными возможностями.
К примеру, Всероссийское общество слепых базируется в Ярославле на улице Рыбинской – неподалеку от ее пересечения с Городским Валом. Слабовидящие и незрячие жители Заволжского района Ярославля стабильно добирались сюда на маршрутке под номером 85. Так продолжалось до тех пор, пока власть областного центра не затеяла так называемую транспортную реформу. Перед тем как ее осуществить, мэр города Владимир Волков неоднократно заверял, что новая маршрутная схема будет лучше учитывать интересы пассажиров, нежели старая.
В итоге 85-й маршрут в Ярославле остался. Но теперь автобусы с этим номером идут не по улице Городской Вал, откуда и до представительства ВОС и до одноименного Дворца культуры можно добраться за минуту-другую, а по проспекту Толбухина. От одноименной остановки до искомого места – километр. Столько же – и от пересечения проспекта с улицей Большая Октябрьская. Добраться своими силами до библиотеки или Дворца культуры шансов у незрячих практически нет. Ладно, если речь идет о возможности попасть сюда: там хотя бы нет необходимости пересечения оживленных магистралей. А когда необходимо выехать в сторону дома? Кстати, остановки рядом с улицей Городской Вал изначально не было. Председатель ярославского филиала общества слепых Анна Князева – сама, кстати, человек незрячий, обила немало порогов, прежде чем та появилась. Теперь же сложилась неимоверная во всех смыслах ситуация: остановка есть – останавливаться некому.
Попытка определить масштабы проблемы с начальником управления пассажирского транспорта Сергеем Волканевским привела к ожидаемым результатам: он заметил, что, когда готовились изменения транспортной схемы, во внимание была принята потребность тех людей, которые живут как раз на проспекте Толбухина. Безусловно, и они имеют право пользоваться общественным транспортом. Вопрос только в том, что в областном центре около 1 тыс. слепых и слабовидящих людей пользуются услугами Дворца культуры ВОС и библиотеки для слепых. И очень похоже на то, что у мэрии Ярославля здесь имел место банальный финансовый интерес: те, кто живет на проспекте Толбухина, – люди, как правило, здоровые. Стало быть, и за билет будут платить полновесные 28 руб., а не 14, как инвалиды, имеющие право на социальную льготу.
Косвенно об этом свидетельствует еще и то, что Сергей Волканевский пообещал рассмотреть вариант изменения маршрута. Но ни одном из общегородских совещаний, равно как и во время обсуждения проблемы в социальных сетях, этот вопрос так и не был озвучен. Собственно, этого можно было ожидать – транспортная реформа получилась настолько непродуманной и принесла такие неудобства ярославцам, что немудрено и забыть о потребностях тысячи инвалидов. Сегодня в городе по-прежнему не хватает транспорта – в дефиците около 40 машин. Еще хуже ситуация с персоналом, особенно на муниципальных предприятиях. Мечты о том, что сюда придут бывшие водители маршруток, истаяли летним туманом.
Откуда мэрия возьмет дополнительные машины, чтобы обеспечить нормальные интервалы движения по измененному маршруту, решительно непонятно. Да и не меняются они только по заявлению потенциальных пассажиров. Сначала необходимо вновь посчитать пассажиропоток с ближайших остановок. Не исключено, что и после этого изменения маршрутной сети будет признано нецелесообразным – нельзя не признать, что по проспекту Толбухина движение действительно куда более интенсивное, чем по улице Городской Вал.
А тот факт, что наше государство по Конституции признано социальным, видимо, стоит принимать во внимание исключительно до того момента, пока не возникает вопрос экономической целесообразности. Забота об инвалидах? Имеет место – но в рамках имеющихся финансов. В этой ситуации власти выглядят куда более слепыми, чем самый незрячий из ярославских инвалидов. А самое страшное для нас всех в том, что слепота эта – нравственная. Далеко с ней нашему обществу не «уехать» - даже при стопроцентном физическом зрении у представителей власти.