Общая площадь природных пожаров в Северо-Западном федеральном округе составила 10,6 тысячи гектар, из них в Карелии – 9,8 тысячи. Странно это
Почему 93% лесных пожаров, бушевавших нынешним летом на Северо-Западе России, пришлись на Карелию? Всего лесными пожарами охвачена была площадь в 10,6 тыс. га, из них 9,8 тыс. га тушили в Карелии. Эти цифры прозвучали в понедельник (02.08) на совещании у полпреда Северо-Западного федерального округа Александра Гуцана, когда он встречался с главными федеральными инспекторами, и за ответом на поставленный вопрос после этого совещания Гуцан приезжал вчера в Петрозаводск.
Вряд ли он услышал что-то еще новое кроме того, что ему и без того уже было известно. Говорят, что масштаб лесных пожаров в Карелии вызван невероятно жарким летом, когда все прежние температурные рекорды побиты были (в кои-то веки зафиксировали даже «атмосферную засуху» в республике). Это главное. По крайней мере в правительстве Карелии с этого начинают, объясняя чрезвычайную ситуацию. После чего вспоминают о виновности самих местных жителей, беспечно ведущих себя в лесу. А при аномальной жаре и сильных ветрах хватает одной непогашенной спички, чтобы заполыхали гектары леса. И только на третьем и четвертом местах руководство республики начинает анализировать собственные промашки. Все они связаны с недостаточностью федерального и регионального финансирования организаций, призванных бороться в Карелии с лесными пожарами. Как сейчас выясняется (после пожаров), невероятно запущена данная сфера деятельности. Нуждается она и в кадрах (прежде всего, в нормальных зарплатах для специалистов), и в технике, и в организационной предсказуемости (дореорганизовывались до управленческого паралича лесопожарной охраны).
Но, даже приняв аргументацию главы Карелии, которую он изложил при встрече с А. Гуцаном в Петрозаводске (главный акцент губернатор делал на климате и «человеческом факторе», то есть случайных поджигателях лесов), все равно нет ответа на вопрос, почему именно в Карелии такое случилось, что пришлось А. Парфенчикову своим указом вводить с 15 июля положение чрезвычайно ситуации. Разве в соседних с Карелией регионах не такая же жара с ветрами и сухими грозами на леса навалилась? Или там живут более сознательные граждане? Из 100% лесных пожаров, зафиксированных на Северо-Западе России, 93% приходятся на Карелию.
Причина тому, пожалуй, не только в стихии и в безалаберности туристов. И Гуцан правильные выводы сделал, первым делом направляясь в Карелию. Здешний губернатор Парфенчиков, точнее сказать, его правительство, упустили контроль над пожарной безопасностью и получили лесные пожары. 299 пожаров — на общей площади почти в 19 тыс. га. Хорошо обошлось без жертв и погорельцев. Хотя возникала опасность того, что Карелия не справится с лесными пожарами своими силами и губернатор Парфенчиков благоразумно обратился за помощью к федеральному центру. В Карелию направлены были специалисты из Мурманской и Архангельской областей, представители Минобороны и МЧС России. Спаслись от больших бед в том числе и благодаря добровольцам (местным жителям прежде всего), героически сражавшимся с лесными пожарами. Всего в тушении пожаров задействованы были 1 тыс. человек и 170 единиц техники, шесть пожарных поездов.
С 30 июля ситуация стабилизировалась, действующих пожаров в данный момент нет, новых тоже не фиксируется. В республике отменено положение ЧС. Хотя некоторые ограничения с посещением лесов населением продолжают действовать. А. Парфенчиков проинформировал полпреда А. Гуцана, что лесопожарный сезон нынешнего года Карелия завершит самостоятельно.
Выслушав доклады, Александр Гуцан поручил Парфенчикову тщательнее проанализировать причины произошедшего, породившие критическую ситуацию в республике, и заранее на будущее разработать план по комплексному противодействию возгораний в лесу. А что он еще мог порекомендовать?
А возможно, правильнее было бы, обладая полномочиями института полпредства, изучить характер финансового и материального взаимодействия федерального центра и регионов в сфере охраны лесов от пожаров. Кстати, эту тему поднимали на недавней сессии депутаты парламента Карелии из оппозиционных фракций, но депутаты-единороссы, непонятно чего испугавшись, загубили хорошую идею на корню. Полпреду А. Гуцану проще с ней выходить на федеральные органы власти.
А правительству Карелии все-таки надо изучить такой феномен, когда лесные пожары почему-то только в нашей республике буйствовали. 93% лесных пожаров пришлись на Карелию и лишь 7% на все остальные 10 регионов. Почему? В других регионах их не допускали? Если правительство республики не найдет правильного ответа (а он не связан с климатическими условиями), то повторение масштабных пожаров в лесах Карелии неизбежно и в будущем.
Новый министр природных ресурсов и экологии республики Андрей Карпилович может смело истину искать, он за прошлые управленческие косяки не отвечает. Ему даже выгодно не заметать сор под губернаторский ковер.