Больше суток отвечал на комментарии в Facebook и Instagram под своим постом «История о несуществующем концлагере», посвященном действиям менеджеров одной торговой сети. В завершение этой темы хотел поделиться несколькими наблюдениями:
- Меня удивляет, как люди, защищающие эту торговую сеть, «деликатно» обходят стороной то, как компания поступила с Юмой, Милой, Ксюшей и Алиной. Про этих четырех человек и то, как их обманула бизнес-структура, практически никто из защитников не вспоминает, и от этого даже как-то жутковато. Это же не были просто лица на фотографии, речь про живых людей, настоящую семью, которая осталась наедине с гомофобным хейтом и угрозами. Напомню, перед ними даже не извинились. Извинились перед теми, кто их травил.
- Давно я не сталкивался с таким высокомерным отношениям к активистам/кам. Я думал, подобные времена давно прошли. Оказывается, нет. Все еще многие считают уместным приходить в комменты, фыркать, закатывать глаза и сообщать миру, что «эти активисты» ничего не понимают и вообще критикуют не тех, и лучше бы настоящим делом занялись. Хотя шумиха поднялась не только и не столько из-за активистов.
- Мне кажется примитивной позиция «Бизнес не обязан защищать чьи-то права». А что, бизнес у нас где-то в сферическом вакууме существует? И проблемы страны, в которой он создан и развивается, его не касаются? С чего вдруг такая привилегия? Мракобесные законы, отсутствие независимой судебной системы, ксенофобия… Политический и социальный контекст либо способствует развитию бизнеса, либо ему мешает. И, конечно, бизнес напрямую заинтересован в создании положительных для себя изменений. И во всем мире старается влиять на политику и различные социальные процессы. Как будто бы предпринимателям не нужно, чтобы соблюдались их права.
- Скандал вышел знатный. Высказывались не просто некие «активисты», а правозащитные организации, знаменитости с разными политическими воззрениями, маркетологи и представители бизнеса, блогеры. Вышло множество статей, видео и мемов на эту тему. Это хорошо, потому что показывает происходящие изменения. Для конфликта всегда нужна вторая сторона. В данном случае я говорю о людях, поддерживающих ЛГБТ-сообщество. И в нашей стране эта группа не такая маленькая, как об этом привыкли думать. Это было хорошо видно в прошлом году, когда вышел гомофобный ролик в поддержку поправок к Конституции. Случай с торговой сетью подтвердил, что это не было случайностью. Гомофобия больше не цветет в тишине. С каждым годом у нас появляется все больше союзников и союзниц. Это радует.
И последнее, уже забавное. Опубликовал пост и через час пошел по своим делам. Только подошел к остановке, и тут подъезжает большой тонированный автобус с табличкой этой торговой сети.
Думаю: «Вот я и довыступался в соцсетях, втащат меня сейчас семеро бойцов в автобус и повезут извиняться перед руководством». Но нет, пронесло. Как известно, у страха глаза велики.