Одна из торговых сетей опубликовала рекламу с фотографией ЛГБТ-семьи, а затем сняла эту рекламу и извинилась за «непрофессионализм сотрудников»
За последние сутки я начитался постов, в которых люди высказывают понимание действий руководства этой торговой сети. Мол, а чего вы хотели, на них сильно надавили, и они тоже жертвы, и вообще нечего осуждать, если вы не в их туфлях. С одной стороны, я рад видеть, какое количество людей не изливают ненависть и готовы даже защищать торговую сеть, оказавшуюся в центре такого масштабного скандала, с другой стороны, я вижу в этом определенную инверсию этических норм, которые скорее уместны по отношению к конкретным людям, находящимся в уязвимом положении, а не к крупной сети магазинов.
«Положительных реакций и благодарностей было в разы больше»
Защищающие торговую сеть исходят из того, что мы живем в страшных условиях, в 1937-м году и концлагере, поэтому четырехдневный бунт продуктовых магазинов во имя толерантности — это уже героизм. В картине мира сочувствующих в России якобы запрещено говорить об ЛГБТ и за поддержку разного рода квиров сразу же начинаются жуткие репрессии.
А мне вот интересно, а что могло бы произойти, если бы торговая сеть не удалила эту статью? Вот самое страшное? Расстреляли бы их сотрудников? Отправили бы в лагеря? Это же смешно. У меня перед глазами стоит пример, когда сотрудники ЛГБТ-организаций и независимого медиа на протяжении нескольких лет вывозили ЛГБТ-людей из Чечни, подняли шум планетарного масштаба, добились международного расследования. И все эти люди находились в заведомо более беззащитном положении в разы более опасной ситуации, чем оказалась эта торговая сеть.
И что-нибудь произошло необратимое? Кто-то разогнал ЛГБТ-организации? Было масса угроз, это да. Но их цель, собственно, и заключалась в том, чтобы запугать. Это же стратегия, схожая с действиями террористов. И мне слабо верится, что торговая сеть встретилась с большим хейтом, чем ЛГБТ-активисты и публичные персоны, поддерживающие квир-сообщество в России. Я следил за комментариями и лайками и видел, что положительных реакций и благодарностей было в разы больше.
«Закон применяют крайне лениво»
Многие боятся закона о гей-пропаганде. При этом если вы посмотрите на судебную статистику, то увидите, что закон этот применяют крайне лениво и есть высокая вероятность, что обвинение не будет поддержано в суде. Из недавних кейсов это безуспешный наезд депутата-единоросса Михаила Романова на Dolce&Gabana за пост в Instagram и попытки прокуратуры заблокировать сайт Российской ЛГБТ-сети.
Пост этой торговой сети даже формально не тянул на нарушение закона о пропаганде, а вот угрозы и гомофобные комментарии, которые им писали, — это реальное преступление, за которое в России штрафуют (яркие примеры - блогер Володя XXL и Тимур Булатов). Я уверен, что у торговой сети при желании нашлись бы все ресурсы для того, чтобы защитить себя в правовом поле. Можно было писать заявление и решать вопросы в суде.
На этом моменте слышу гул возмущения, мальчик, ты в своем уме, как ты можешь на российский суд уповать?! И отчасти могу даже понять, на чем это возмущение основано.
При этом нынешнее состояние судебной системы не исключает возможности защитить себя в том числе от штрафов за несуществующую ЛГБТ-пропаганду. Это получалось делать не раз даже ЛГБТ-активистам в регионах. У меня и моих адвокатов получалось выигрывать суд за участие в уличной акции с радужным флагом. И даже если бы торговую сеть оштрафовали, мы бы их поддержали и собрали на штраф. В прошлом месяце собрали 300 тыс. ЛГБТ-сайту “Парни Плюс”. А, например, небольшому журналу Евгении Альбац несколько лет назад для оплаты штрафа собрали более 22 млн руб.
Давайте честно, ни с чем беспрецедентным торговая сеть не столкнулась. За последние несколько лет разные компании уже заявляли свою ЛГБТ-френдли-позицию. Например, Aviasales или “Тануки”. В прошлом году в адрес “Тануки” тоже посыпался гомофобный хейт и угрозы со стороны депутатов. И все это оказалось просто информационным шумом, и в этом году доставка роллов вновь поставила радужную аватарку. Компания Lush вообще поддерживает в России правозащитные ЛГБТ-мероприятия. Сейчас в центре Петербурга магазин United Colors of Benetton в витрине разместил радужную символику. И ничего, работают и делают прибыль. Екатеринбургское креативное агентство “Восход” совместно с местной ЛГБТ-организацией выпустило клип в поддержку квир-людей.
«Вряд ли такая открытость была бы возможна в концлагере»
В государственных театрах все чаще поднимается ЛГБТ-тематика (я писал ранее про спектакли БДТ “Жизнь впереди” и “Волнение”). Центр имени Всеволода Мейерхольда поддержал прайд-месяц, выставив радужную аватарку и затем опубликовав пост в своих соцсетях, рассказывающий о том, что это за месяц. На этой неделе стало известно, что трансгендерная женщина Наталья Максимова сыграет главную роль в спектакле “Вишневый сад” в театре на Малой Бронной, продюсер Александр Роднянский продолжает работу над восьмисерийным сериалом “Красная радуга” про немецких ЛГБТ-активистов в СССР, а глянцевый журнал Elle опубликовал на обложке фотографию однополой пары.
На книжном рынке расцветает литература с ЛГБТ-персонажами. Вот лишь несколько имен авторов, кто еще является и в жизни открытыми квир-людьми: Микита Франко, Ксения Буржская, Валерий Печейкин, Оксана Васякина, Аше Гарридо. Онлайн-платформы тоже сейчас стали обращаться к ЛГБТ и квир-тематике (“Игра на выживание”, “Клиника счастья”, “Псих”, “Чего хочет Слава?”). Помните, в прошлом году консервативная активистка Ольга Баранец написала заявление на сериал “Чики” за пропаганду феминизма и гомосексуальности? И что произошло? А ничего. Сериал “Чики” считается одним из лучших российских сериалов 2020 года. Про выступление Манижи на “Евровидении” с участием гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных женщин уже и писать не стоит.
Исследования показывают (политолог Дмитрий Толкачев, организация “Выход”, Российская ЛГБТ-сеть), что ЛГБТ-люди за последние несколько лет все чаще совершают каминг-аут перед своим окружением. Появляется все больше ЛГБТ-блогеров (в том числе миллионников, например Андрей Петров). Открытость и видимость ЛГБТ-людей заметна как в соцсетях, так и в обычной жизни (я регулярно встречаю однополые пары, держащиеся за руки, или людей с радужной символикой). Вряд ли такая открытость была бы возможна в концлагере.
«Это история про трусость»
Вот из совокупности всех этих фактов я и прихожу к выводу, что для меня история этой торговой сети прежде всего про трусость. Потому что, как я писал ранее, для того, чтобы поддерживать ЛГБТ-сообщество, не нужно обладать какой-то особой смелостью. Нужно быть честным и последовательным. И больше всего сопереживания у меня в этой ситуации вызывает семья из четырех женщин — Юмы, Милы, Алины и Ксюши, которые доверились бренду, и он их «кинул» после этого. Насколько я знаю, никто не принес никаких извинений и не предложил никакой поддержки. Или за этим тоже стоит «кровавый путинский режим»? Извинились менеджеры торговой сети перед гомофобными людьми за их задетые чувства. И это и есть их политическое высказывание, за которое они несут полную ответственность.
Что можно сейчас сделать? Например, подписать петицию за отмену закона о запрете гей-пропаганды. Его отмена снизит уровень тревоги и самоцензуры, что явно пойдет всем на пользу.
А не ужесточить ли закон, чтобы сидели дома и не верещали.