HR-специалист – это эксперт по управлению человеческими ресурсами. Главная задача такого специалиста – обеспечить бизнес лучшим персоналом, способным повысить конкурентоспособность компании, создать такие условия труда, чтобы люди могли реализовать свои таланты, достигая цели компании.
В последние 30 лет великий и могучий русский язык постоянно пополняется новыми терминами. Прежде всего это касается профессионального лексикона, выше приведен классический пример. Здесь дело не только в непривычном уху слове, но и в абсолютно новом подходе к такой знакомой профессии, как «кадровик».
Моя собеседница именно такой руководитель. Знакомьтесь – Алиса Владимировна Елисеева. Эффектная молодая женщина с горящими азартом глазами. И моментальной реакцией буквально на все. Авантюристка в хорошем смысле. Другая бы в одночасье не сорвалась два месяца назад из теплого Краснодара в холодный Архангельск, о котором у нее было стандартное представление – «родина Ломоносова».
Впрочем, закалка есть. На свет Алиса появилась в «солнечном Магадане» - в последний месяц весны, когда в тех краях еще лежат сугробы.
- Так что еще неизвестно, кто из нас больше северянин, - смеется моя визави.
Уж точно не я…
Но это так, лирическое отступление в поисках общей волны. Мы же собрались поговорить о делах серьезных.
- Что для меня значит «управление персоналом»? Скажем так: я направляю сотрудников по верному, с моей точки зрения, пути. Кроме стандартного кадрового администрирования, учета рабочего времени, отбора подходящих под наши требования и стандарты специалистов и прочее, в моих обязанностях - мотивировать коллектив трудиться не ради рабочего дня в табеле, а развиваться в профессии.
Здесь мы вспоминаем традиционные отделы кадров, оставшиеся в наследство новой России еще с советских времен, где частенько заправляли отставники с холодными рыбьими глазами. Я таких помню, при приеме на работу они не столько интересовались твоими профессиональными достоинствами, сколько преданностью делу партии. Кстати, HR-специалисты – креатура крупных частных компаний, в старом архангельском МУП «Водоканал» был как раз отдел кадров.
- Ну и чем можно удержать сотрудника, как не зарплатой? – подкидываю собеседнице шпильку.
- Уважением к их труду со стороны руководства. Согласитесь, что наемный работник никогда не бывает доволен своей зарплатой. Но вот атмосфера в коллективе, когда ты чувствуешь свою значимость, даже незаменимость, - это важно. Кстати, это не односторонняя работа, по собственному опыту скажу – иногда и руководству приходилось напоминать, что слесари без нас обойдутся. А вот мы без них…
- Просто водоканальный Эдем…
- Нет-нет, это не заигрывание. Начальник иногда может и рыкнуть, не только одобрительно похлопывать по плечу. Да и сотрудник должен помнить, что мы его обеспечиваем работой. Но я всегда помню – трудоголиков в этих профессиях мало.
- А вы сама?
- Я – другое дело. У руководителя в принципе не бывает ни отпусков, ни выходных, даже в шезлонге у моря мысли всегда на работе. Но это расплата за положение и должность, разве нет?
А то!
- С чем пришлось столкнуться по приезде в Архангельск?
- Управление персоналом в «РВК-Архангельск» значительно отличается от подхода других водоканалов, куда «Росводоканал» зашел раньше. Впрочем, к этому была готова. Когда на любом предприятии изменяется форма собственности, вместе с новыми технологиями меняется и мировоззрение сотрудников, иначе сложно будет работать. Мой лозунг – все можно исправить. Я знала, на что иду.
В качестве лирического отступления Алиса рассказывает, как получала сразу три университетских образования. Руководителем стала в 27 лет, что закалило и без того не самый пластилиновый характер «девочки с Севера». Пока не пришла в «Росводоканал Краснодар», пробовала себя даже в банковском деле… и смогла его полюбить. До сих пор гордится своими продажами, которые лучше любого вуза научили общению с людьми.
- Как только приходит ощущение значимости своего дела, все становится на место, начинаешь чувствовать гармонию существования. Да это в любой профессии так. То самое классическое «если не я, то кто».
Возвращаемся в Архангельск.
- В соцсетях видел жалобы на, скажем так, не очень высокие зарплаты в «РВК-Архангельск»…
- Я уже говорила, тут удовлетворить всех невозможно. Зато стабильность, как в любой крупной компании, которая на рынке услуг не первый десяток лет. Это же ЖКХ, наши услуги всегда будут востребованы, никакая конъюнктура не влияет. Плюс премирование, сверхурочные и т. д. И уж если совсем честно – в Архангельске не такой рынок труда рабочих специальностей, чтобы разбрасываться. Текучести кадров практически нет, да, бывает, что уходят… но и возвращаются.
- Качество жизни последнего трюмного матроса на огромном океанском лайнере зависит от капитана…
- Это вы о Поташеве [гендиректор «РВК-Архангельск»]? Андрей Петрович - стопроцентный управленец и производственник, который знает и понимает процесс. Да, возможно для кого-то он не сахар, но в его компетентности никто не сомневается, а решения не критикуются.
- Если сравнить «РВК-Архангельск» с краснодарским…
- …у краснодарского водоканала более длинная история, там давно оперируют корпоративными ценностями, там нет проблем со специалистами. В Архангельске очень хороший технический вуз, однако он не готовит специалистов в сфере ЖКХ. И дефицит кадров очень чувствуется – их приходится «выращивать». В Краснодаре же есть гидромелиорационный факультет, ежегодно выпускающий десятки инженеров водоснабжения и водоотведения.
- Что самое сложное по работе в «РВК-Архангельск» лично для вас? Говорите прямо, северяне – люди ироничные и необидчивые.
- Ну сами напросились. Местная ментальность отличается от южной. Здесь люди более закрытые, осторожные в высказываниях, подчиненные мои решения просто принимают, не обсуждая.
- Мечта любого начальника!
- Но не моя. Я хочу знать правду о себе. Пока же у меня нет обратной связи, без нее сложно саму себя корректировать. Мне еще придется подстраиваться под местный эмоциональный уровень, на прежнем месте работы все было откровенней. Ну и, конечно, фирменная северная медлительность.
С чем сразу пришлось столкнуться моей собеседнице как HR-директору, так это с грустью части старого коллектива по более спокойно жизни в МУП «Водоканал». Кто-то по характеру своему не хочет перемен, кто-то ожидал от собственника-частника космических зарплат. Реальность жестче… но это реальность.
- А еще не все верят, что «Росводоканал» в Архангельске надолго, это касается как сотрудников, так и потребителей наших услуг. Но я надеюсь, что даже самые закоренелые пессимисты поверят, об этом говорит история компании, ее практика в других российских городах.
И все-таки меня интересует – как рискнула? Оказывается, об Архангельске Алиса услышала еще два года назад, когда здесь все только начиналось. И загорелась, что вполне соответствует ее натуре. Когда поступило предложение – обычная внутрикорпоративная ротация кадров, – сомнений не было. Из Краснодара ехала на собственной машине… то есть основательно.
- И температурная разница не насторожила? – интересуюсь.
- Я не мыслю погодными категориями. Мне стало интересно, вот и приехала. И дело даже не в зарплате... Можно сказать, я себя обнулила – там меня знали все, была устойчивая репутация. Здесь привлекает расширение функционала, новые позиции.
- Ощущение пришлой не мешает работе? У меня, например, такое было…
- Я в Архангельске точно не в командировке. Я – здесь и сейчас, а дальше как сложится… жизнь длинна и часто непредсказуема. Но город уже люблю.
Не знаю, как кто, а я Алисе верю…
Леонид Черток