Люди разных идеологий и разных возрастов по-разному ответят, какие основные проблемы стоят перед детьми нашей страны.
Кто-то скажет, что не хватает денег. Кто-то отметит, что не хватает тяги к знаниям. А сами молодые, как и их родители 25 лет назад, и их прапрадеды 200 лет назад, скажут, что взрослые их не понимают.
Свой взгляд на проблемы российских детей в День защиты детей, выскажу и я.
Первая проблема: это проблема детского здоровья. Хотя детская смертность у нас в последние 20 лет снижается, урбанизация, ухудшение экологической обстановки, рост цифровизации, низкий уровень расходов на массовый спорт и здравоохранение привели к тому, что к 15 годам не менее 50% уже имеют хронические заболевания. А число абсолютно здоровых детей не превышает 12%.
Вторая проблема: ползучее и непрекращающееся вытеснение бесплатного образования платным. Наиболее тяжелой является ситуация со средним и высшим профессиональным образованием. В некоторых колледжах г. Москвы более 50% учащихся учатся на платной основе.
Третья проблема: воспитание детей в духе иждивенчества. Значительная часть детей ничего не умеет, ничего не хочет и ни к чему не стремится. Если в советский период, дети сами убирали свою школу, раз в неделю посещали учебно-производственный комбинат, то в 1990-е годы был произведен резкий поворот к тому, чтобы защитить детей от труда. Результат мы видим: выросло поколение людей, значительная часть которого ничего не умеет, кроме как ругать мигрантов, которые работают вместо них.
Четвертая проблема: разрушение социально-исторической памяти. У нас, русских людей, и так с середины 17 века возникли проблемы с исторической памятью. Преобразования Петра, события 1917-1922 годов, репрессии 1930-х и т. д. ситуацию явно не улучшили. Но если молодежь 1920-х не разделяла ценностей своих прадедов, то современные дети просто не знают ни их имен, ни их профессий, ни места их жительства. И современные российские власти являются главным союзниками исторического забвения. В Москве даже номера школ поменяли.
Пятая проблема: проблема отчуждения и одиночества. Эта проблема, наверное, является вечной для всех поколений детей. Однако в современном мире она приобретает особое звучание. Глобализация показала ребенку, что мир – огромен, но его контакты чаще всего поверхностны и мимолетны, в них нет глубины и стабильности. В итоге примерно 20% детей, заваленные заданиями и СМС – сообщениями о чем угодно, чувствуют себя одинокими. Никому не доверяют. Детское одиночество имеет сотни разных последствий. Среди них – детские самоубийства, насилия и расстрелы.
Шестая проблема: отсутствие социальных механизмов по получению детьми тех знаний и навыков, которые пригодятся им в жизни. Традиционное доиндустриальное общество загружало ребенка этими знаниями и навыками на 300%. Он мог не уметь читать и писать, но умел построить избу, оседлать лошадь, починить обувь, отремонтировать мост, приготовить квас и т. д., и т. п. Современная школа не учит ребенка тому, что пригодится ему в жизни. Она дает ему много, вторгается в мозг, как говорится, не по-детски, но между полученной теорией и необходимыми практическими навыками и знаниями отсутствует необходимый баланс.