Героями очередной акции Коми "Мемориала"*, состоявшейся 31 мая 2021 года и посвященной памяти репрессированных деятелей культуры, стали поэт Анисим Тимушев, драматург Иван Тарабукин, писатель Николай Попов, историк Прокопий Шаламов и литературный критик Александр Забоев. Они ушли из жизни в разные годы в мае и июне.
Уроженец села Дон (ныне в Усть-Куломском районе) родился в 1900 году в крестьянской семье. Писал стихи и рассказы с малых лет. Участвовал в гражданской войне. В 1920–30-е гг. был одним из самых активных публицистов и литературных критиков. Критиковал, впрочем, с вульгарно-социологических позиций. С его подачи выдающиеся произведения коми литературы «Трипан Вась» (В. Чисталёв), «Мунӧны» (В. Лыткин). «Выльмӧдӧм лунъяс» (В. Латкин) были причислены к разряду кулацких и националистических. Арестован в 1937 году. И хотя впоследствии был отпущен, его карьера поэта и критика на этом закончилась.
Иван Тарабукин родился в 1902 году в деревне Большая Парма (ныне в Сыктывдинском районе). Сочинял драму и прозу. Осужден 29 августа 1938 г. Верховным судом Коми АССР по ст. ст. 58–10 ч. 1 УК РСФСР, 58-11 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах. В 1949 году отправлен в ссылку на поселение в Новосибирск. Выйдя на свободу, работал литературным редактором. Автор «Краткого коми-русского фразеологического словаря».
Николай Попов родился в 1901 году в Усть-Сысольске. Участвовал в Гражданской войне. Был одним из создателей Коми ассоциации пролетарских писателей. Писал пьесы под псевдонимом Жугыль. Был главным редактором журнала "Ордым". Арестован в 1937 году, вышел на свободу после смерти Сталина. Затем продолжил литературную деятельность. Умер в Сыктывкаре.
Прокопий Шаламов - родной дядя писателя Варлама Шаламова. Родился в 1876 году в селе Вотча (ныне в Сысольском районе). После окончания Вологодской духовной семинарии служил в родном селе священником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Собрал уникальные исторические материалы, которые издал под названием «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода» в 1911 году. Арестован 25 января 1931 года по обвинению в "проведении бесед антисоветского характера". Вину отрицал. Приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 28 мая 1931 года в местечке Дырнос-Дор в 1,5 км от Сыктывкара.
Александр Забоев родился в 1904 году в селе Мыёлдино (ныне в Усть-Куломском районе). После окончания Ленинградского политехнического института работал в должности старшего консультанта в Архангельской краевой конторе Северного отделения Госбанка. С началом войны был призван в армию, но в 1943 году обвинен в "буржуазном национализме" и осужден на восемь лет лагерей. Вернулся из заключения в 1951 году, работал экономистом в «Комилестресте», в совнархозе. Написал ряд очерков об охране лесных ресурсов Коми АССР, а также критические статьи по творчеству коми писателей В. Чисталёва, М. Лебедева, В. Лыткина, Я. Рочева, М. Доронина. Умер в Сыктывкаре.
Светлая память!
Настоящие коми националисты. Патриоты коми края. Нынешним до этих далеко.
Нынешние борцуны даже за деньги ленятся шатать режим. Феминисты, пацифисты - родину не любят. Срамота!
Не было и не может быть среди коми националистов, а ярлыки в тюрьме народов вешать любят. Да, то что лучший хроникёр зверств Гулага Варлам Шаламов был связан с Коми узнал только сегодня, марка качества.
После миссионерских трудов святителя Стефана Пермского, любовью и путём увещевания, в диком лесном краю, где ели конину и белок, многие зыряне тянулись к знаниям и вышли в люди. Возможно и род потомственных священников Шаламовых имеет зырянские корни. Доброе дело, великое, сотворил Стефан Пермский. Недаром этот святой особо любим и почитаем у коми-зырян.
мой дед повторил духовный подвиг святителя Стефана
Попов Николай Павлович (Жугыль)в 1918 году вступил добровольцем в Красную армию. Участвовал в боях против А.В. Колчака и Н.П. Врангеля. Доблестно сражался Попов и бил бело-бандитов, а после войны многого добился в литературной деятельности. Особенно жителям сёл и деревень нравились спектакли на коми языке. О гражданской войне в Коми крае писатель посвятил небольшой рассказ «Сiмсьӧд кымӧр» («Чёрная туча»). Впоследствии сюжет этого рассказа был положен в пьесу «Сiмсьӧд кымӧр моз» («Как чёрная туча») о том, как в 1919 году в одно коми село, как чёрная туча, набежали белогвардейцы.
Скольких невинных белогвардейцев лишил жизни этот Жигуль. Не зря его репрессировали.
Поэтому во главу Коми края присылают варягов из Москвы. Чтоб всякие Жигули не позволяли себе лишнего.
Дедок, ты бы хоть падеж с дательного на именительный менял.
Шаламов писал, что его предки по отцу из зырян.
Еще в прошлую пятницу Дедок из Дежнева "свистел" на банке по поводу французких денег, а вчера-сегодня уже как ни в чем не бывало использует 7х7 для своей пропаганды и расшатывания межнационального мира. Гнусно, что при этом он использует никнеймы своих оппонентов.
Вам понравилась вакханалия на БНК, в котором очень активно поучаствовал Дедок из Дежнева? Если судить по тому, как вы способствуете его деятельности на 7х7, то да, вы совсем не против.
Выхлопы мои на БНК были в пол силы
потому что я не готовила фасоль на обед
Вахканалия тут ни при чём. Тут, скорее всего, обычный животный страх и зависть. Страх, перед интеллектуальной мощью Дедка на Дежневе, сковывает руки и разум некоторых необразованных троллей, а страх, в свою очередь, рождает зависть и злобу к более успешному, более развитому, более удачному. Вот и происходит когнитивный диссонанс у некоторых анонимов. Ну и пусть мучаются! Пусть страдают и кусают ногти, если не пытаются себя изменить в лучшую сторону!
Комплекс превосходства — защитный механизм психики, при котором появляется ощущение собственного превосходства, вызванное скрытым чувством неполноценности. Термин впервые употребил австрийский психолог Альфред Адлер. Комплекс превосходства тесно связан с комплексом неполноценности и является его обратной стороной.
Как мог Тимушев Анисим Петрович быть реабилитирован, если он не был даже осуждён? Его арестовали в 1937, но отпустили за отсутствием улик. К тому же, из-за его вульгарной критики выдающиеся произведения коми литературы подвергались шельмованию (с подачи Тимушева они "были причислены к разряду кулацких и националистических"). Тимушев нанёс определённый вред развитию коми литературы, но сам не пострадал от советской власти. А вот те, кого Тимушев обвинял в национализме и симпатии к кулакам, были репрессированы: писатель Василий Лыткин был осуждён на 5 лет, писатель Вениамин Чисталёв был арестован по обвинению в «буржуазном национализме» и «контрреволюционной деятельности», умер в тюремной больнице.
Это правда. Насчёт реабилитации - ошибка. Но в число незаконно репрессированных всё-таки попал.
Браво, Сергей Алексеевич. За этими писаками глаз да глаз нужен. Мало нам врунишки язычного, так ещё и блогеры шельмуют.
Эти блогеры скоро Чикатило реабилитируют.
Дедок, чем тебе блогеры 7х7 не угодили? В частности, блогер Бобраков? Заметно, что тема реабилитации репрессированных тебе по какой-то причине неприятна.
Привет, ижемская деревенька! Пора бы тебе понять, что тут нет блогеров 7х7. Тут одна копипаста и 4 тролля в каментах, которых ты называешь Дедком.
Дедки родом все из Дежнево и все, как один, пишут под чужими никами? Дедок-на-Дежневе, почему у тебя неприязненное отношение к теме реабилитации репрессированных? Не потому же, что здесь, как ты утверждаешь, нет блогеров, а только копипаста и 4 тролля (себя засчитал?)?
Как помнится, ты писал, что у тебя растут два внука, так что быть тебе Дедком ( как и Русским-на-Дежневе). Всё остальное - чужое.
Привет, ижемская деревня! Приятно иметь дело с умным человеком.
Дедок из Дежнева, это кому ты пишешь? В русской реальности назвать человека деревней - значит оскорбить его. А чтобы, так сказать, замылить глаза тому, от кого зависит, появится комент или нет, можно и добавить ничего не значающие хвалебные слова.
"Деревня" -жарг. неотесанный, грубый, некультурный человек.
Всегда и во все времена - путь паразита (неважно пастыря или пасущегося) это путь суицыдника в яму. Они сами выбирают этот свой удел...)))
"Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму."
Евангелие от Матфея 15:14 — Мф 15:14:
А вот о тех, кто от заразы ЗАЩИЩАЛСЯ, всё как-то стыдливо помалкивается... )))
Зыря, сколько можно читать про твой путь? Ну совсем не интересно, как и куда он тебя заведёт.
Конец исторического пути колониальной империи предопределен - это тупик.