В день в день 35-й годовщины Чернобыльской катастрофы посмотрел очень хороший фильм «в тему». Это лента режиссера-дебютанта Эндрю Левитаса «Великий» (оригинальное название – «Minamata») о легендарном стрингер-фотографе Юджине Смите, который в 1971 году прилетел в Японию в небольшой городок Минамата, чтобы рассказать читателям журнала Life о локальной экологической катастрофе, случившейся по вине крупного химзавода, отравившего прибрежные воды ртутью.
Аборигены рыбацких окраин страдают от последствий, болеют, их дети рождаются инвалидами. Акции протеста на местном уровне остаются незамеченными. Администрация химического концерна, как впрочем и японские власти, делают вид, что ничего не происходит. Их философия, озвученная в фильме хозяином предприятия, «иногда стоит пожертвовать одной деревней ради всеобщего блага», короче, ради денег. Достоевского, видимо, они там в школе не читали и о слезинке младенца никогда не слышали.
Кадры Смита тогда наделали много шума и вошли в историю мировой фотографии как лучшие репортажные снимки. Извините, у меня была альтернатива увидеть рашен-экшн «Чернобыль» Козловского, но, увы, я выбрал «Минамату», поскольку в этой тихой драме маячит правда, как и смысл, когда предупреждение «основано на реальных событиях» ты уже не воспринимаешь, как маркетинговый хук. Да и Джонни Деппу я как-то доверяю больше, чем Даниле Козловскому.
Да, в роли Юджина Смита – наш славный капитан Воробей! Он же числится в списке продюсеров. Депп отлично вписался в образ уставшего фотографа-алкоголика, которого мучают призраки военного прошлого. Ничего не проходит бесследно, «фотография съедает душу фотографа», говорит он. Смит одинок, с ним только бутылка виски и мысли о суициде. Пока в его дверь не постучали и не убедили, что именно его дар, недобитый «Джеком Дэниелсом», может спасти жизни многих людей.
Сценарий картины основан на книге «Минамата» Эйлин Миоко Смит и Юджина Смита.