После почти года антипандемических мер, конец которых еще не пришел, становится ясно, что города по всему миру выйдут из нынешней пандемии другими.
Один из наиболее распространенных уроков заключается в том, что при проектировании современных городов не учитывались высокоинфекционные заболевания. Однако такое упрощенное заявление делает невозможным дальнейшее рассмотрение того факта, что исторически города формировались пандемиями. Поэтому неуместно говорить, что мы обязаны пандемиями нашим представлениям о нынешнем городе. Кризисы, вызванные болезнью, на протяжении всей истории вызвали беспрецедентные позитивные изменения в городском планировании, и маловероятно, что на этот раз все будет иначе.
Самый известный пример воздействия пандемии на города - это реакция местных властей в Лондоне в XIX веке, когда растущая обеспокоенность по поводу загрязнения и плохой гигиены привела ко внедрению современной канализационной системы, реформе голубой инфраструктуры и открытию первых общественных парков, обеспечивающих свежий воздух и здоровую среду для растущего промышленного населения города. Желание местных органов власти подходить к профилактике высокоинфекционных заболеваний не осталось в прошлом. Примером может служить Гонконг, где обнаружение передачи вируса атипичной пневмонии через соединенные между собой водопроводные трубы привело к недавним реформам в области управления сточными водами и питьевой водой и их санитарии, которые быстро улучшили ее качество. Таким образом, очень заразные болезни повлияли на дизайн городов на нескольких уровнях, начиная с общественных пространств и заканчивая подключением домашних хозяйств воде и канализации.
Пандемия и городской процесс
Признание того, что мы не находимся в совершенно беспрецедентной ситуации, должно быть основной отправной точкой и мотивацией для поиска эффективных решений для повышения устойчивости городов. Гибкость, позволяющая адаптироваться к различным и взаимосвязанным задачам, очень важна. Устойчивость, а точнее, ее отсутствие является основной характеристикой городов в контексте нынешней пандемии, а также, например, климатического кризиса. За последний год подтверждено то, о чем городские эксперты говорили на протяжении десятилетий: единообразная городская среда подвержена различным недугам. В городе, который не обеспечивает равномерного распределения широкого спектра услуг, качественного общественного пространства и не ставит во главу угла местную жизнь, жители рано или поздно столкнутся с проблемами.
Именно низкая сопротивляемость городов отражает их уязвимость ко всему, что невозможно предсказать. Это проявляется, например, в чрезмерной концентрации на одном виде транспорта, что приводит к узким тротуарам, на которых невозможно выдержать двухметровую дистанцию, или отсутствием разнообразной зелени и проницаемых участков, способных выдерживать наводнения. Концепция так называемого пригодного для жизни города, дизайн которого основан на человеческом масштабе и адаптации городской среды к пешеходам и сообществам, а не к машинам. Именно общественное пространство, как ключевой компонент городов, является наиболее заметным индикатором устойчивости городов. Уроки нынешней пандемии должны привести к осознанию важности комплексного подхода к городскому развитию в зависимости от местного контекста, который варьируется в зависимости от географии.
Как коронавирус повлиял на разные города?
Нынешняя пандемия во многих отношениях ускорила трансформацию городской среды в этом направлении, поскольку в последние месяцы необходимость проводить время в качественных общественных местах стала очевидным ценностным приоритетом для всех слоев населения. Перенос социальной, культурной, политической и экономической жизни в общественное пространство - одно из наиболее заметных изменений и проблем в управлении городами и муниципалитетами по всему миру. Примерами являются инициативы, которые сделали недоступные иным образом пространства доступными для публики или адаптировали общественные места для большего комфорта пользователей.
Например, город Вильнюс запретил автомобильный въезд в несколько мест в городе, чтобы создать больше места для пешеходов и соблюдать нормативные расстояния, в то время как такие города, как Милан, Афины и Богота, превратили дороги в велосипедные коридоры и расширили тротуары, чтобы предотвратить заторы в общественных местах.
Однако наивно предполагать, что аналогичные позитивные шаги будут автоматически приняты в качестве нового стандарта после окончания пандемии, когда экономическая и социальная активность вернется к «нормальному» состоянию. Мы действительно не знаем, сколько изменений в нашей жизни будет постоянным и, наоборот, как мы вернемся во времена, предшествующие пандемии. Однако из опыта пандемии мы уже знаем, что наши города недостаточно устойчивы и не готовы противостоять кризисам и их непредсказуемым последствиям. На этом и должен основываться наш подход к городскому развитию.
С XIX века до XXI. Необходимы новые изменения
Вместо того чтобы сосредотачиваться на отдельных способах и типах мероприятий в городе, важно реагировать на новые знания о том, как решать конкретные проблемы и кризисы, с которыми мы сталкиваемся при создании общественных пространств, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Как и в XIX веке, размышления изменили способ формирования города, следование процессам, формирующим общественное пространство, может изменить городское развитие сегодня. Городское пространство - это продукт различных типов потоков, помимо воды, например, воздуха, людей, денег или данных. Эта точка зрения оказывает ключевое влияние на то, как города решают различные проблемы, такие как высокоинфекционные заболевания.
Качественное общественное пространство оживает именно благодаря потоку качественного воздуха или воды, потоку средств в рамках инвестиций и отдыха и, прежде всего, потоку людей. Но как космос и наши любимые места оживают в присутствии людей, так и вирусы: концентрация людей поддерживает их жизнь. Мониторинг потока людей, того, как этот поток проявляется, где он концентрируется и где он может быть рассредоточен, является одной из ключевых задач в борьбе не только с этой пандемией, но и с другими пандемиями, которые неизбежно ждут нас в будущем. Это также чрезвычайно важная метафора для других типов процессов в городе, которые частично совпадают. Например, мониторинг движения денежных средств позволяет выявить важные факты об отсутствии инвестиций в общественные места в пригородах, которые, таким образом, более уязвимы для пандемий, таких как отсутствие возможностей для отдыха и чрезмерная концентрация людей в малоразмерных районах. С другой стороны, мониторинг потока данных позволяет эффективно отслеживать передачу вируса, как это практикуется в некоторых странах Восточной Азии.
Эта перспектива, в которой пристальное внимание уделяется перемещению материалов, людей или данных в городе, является ключевым инструментом городской политической экологии, которая в качестве географической концепции отображает влияние человеческой деятельности на городскую среду. В контексте нынешней пандемии ряд экспертов в этой области указывают на усиление существующих социальных и экологических кризисов, от которых страдают города. Негабаритные общественные пространства, недостаточная инфраструктура для пешеходного и велосипедного транспорта, отсутствие зелени в густонаселенных районах или концентрация всех услуг в торговых центрах и, как следствие, необходимость в автомобильном транспорте - проблемы, которые давно упоминались в таких темах, как экологические. Однако нынешняя пандемия сделала эти проблемы более актуальными, чем когда-либо. Хотя такие решения, как временное расширение тротуаров или мониторинг данных о зараженных гражданах, предлагают возможности для лучшего контроля над распространением болезней в краткосрочной перспективе, реальные решения должны быть надежными и отходить от стандартного подхода, который рассматривает отдельные проблемы городского управления изолированно.
Нам нужно сосредоточиться на среднесрочных и долгосрочных решениях
Адаптация общественных пространств к местным потребностям, пешеходный и велосипедный транспорт, расширение их доступности и взаимосвязей или создание новых пространств для публики должны основываться на критическом взгляде на процессы, которые формируют город в целом. К 2050 году почти 70% населения мира будет жить в городах, которые будут продолжать уплотняться, а их негативное влияние на климат, социальное неравенство и уязвимость перед пандемиями будет продолжать усиливаться. Мониторинг взаимосвязанности городских процессов предлагает критическую перспективу, которая позволит многоуровневое решение этих проблем. Хотя нынешняя пандемия уже продемонстрировала множество положительных подходов к улучшению городской среды, наше внимание необходимо сосредоточить на среднесрочных и долгосрочных решениях.
Как указывает Всемирный банк, основываясь на анализе потоков средств и людей в Нью-Йорке, построение более устойчивых городов основано на более равномерном распределении средств в их районах, улучшенной жилищной политике, отражающей экономический контекст различных городов и экологическая устойчивость. Это начинается с простых на первый взгляд мер, таких как расширение тротуаров, чтобы обеспечить большее расстояние и повышение комфорта для пользователей, или обеспечение общественных санитарных сооружений. Однако также крайне важно предпринять такие шаги, как всестороннее улучшение и создание новых общественных пространств в пригородных городских районах, чтобы рассеять концентрацию людей в центрах городов и стимулировать активность в районах. Это относится не только к паркам или доступу к зелени, но и к инвестициям в библиотеки и другую социально-культурную инфраструктуру, которая с ее гибким дизайном должна предлагать возможности для использования во время кризиса. Однако тема пандемий и процессов в публичном пространстве - это лишь верхушка айсберга профессиональных дебатов о влиянии болезней на город, которые затрагивают такие темы, как влияние жилищного кризиса на распространение вирусов.
Текущая пандемия, несомненно, оставит глубокий след в городах по всему миру. В идеале, однако, она заставляет нас переосмыслить развитие городов с нескольких, в конечном итоге взаимосвязанных социальных, культурных, экологических и экономических перспектив. Приоритетом городов не должно быть создание только города для пешеходов, только зеленого города или только города, устойчивого к болезням. Поэтому, как и в прошлом, сегодня необходимо задуматься о постоянно меняющихся потоках людей, ресурсов, финансов или данных, чтобы создать действительно устойчивые места, в которых городское планирование и развитие готовят город к устойчивому росту, адаптации и даже выживанию во время кризисов и потрясений без ущерба для здоровья населения или окружающей среды.
Валерий Розанов, доктор психологии