То, что будет, то, что есть, и то, что было,
Тройка резвых, самых резвых лошадей.
Ты неси меня, чтоб дух перехватило
На ухабах кратких лет и долгих дней.
Только будь на виражах чуть-чуть спокойней,
На дорогах жизни их не перечесть,
Ах вы, кони, удивительные кони:
То, что было, то, что будет, то, что есть,
Валерий Сауткин «Удивительные кони»
Согласно этой поэтической метафоре, мы несемся по жизни на тройке лошадей, олицетворяющих прошлое, настоящее и будущее. Проблема, однако, в том, что кони у всех разные. И в зависимости от того, какой из этих скакунов резвее, людей с большой долей условности можно разделить на тех, что живут по преимуществу вчерашним днем, тех, кто предпочитает настоящее, и тех, кому важнее будущее. Рассмотрим на примерах.
Оглядываясь назад
Люди, живущие прошлым, очень любят ностальгировать по ушедшим годам, зачастую их идеализируя. Если они увлекаются историей, то делают это главным образом для того, чтобы найти в ней любимые эпохи, по которым можно вздыхать. Пример: моя сестра как-то призналась, что она монархист. Я спросил ее: ты за какую монархию – абсолютную или конституционную? Она ответила в том духе, что ничего в этом не понимает, но ей очень нравятся дворцы, балы и государи-императоры в роскошных каретах. Я ответил: все ясно, ты за эстетическую монархию.
Моя сестра не любит интернет, изредка пользуется стареньким ноутбуком, но предпочитает получать информацию из бумажных источников и писать только на бумаге. Она из категории «прошедшников».
К этой категории можно отнести Булата Окуджаву и Иосифа Бродского.
В похожих на романсы песнях великого советского барда часто встречаются кавалергарды, поручики, пираты и явно не советские генералы. Эти песни могут быть злободневными, но в преломлении прошлых веков. Евгений Колышкин, главный герой фильма «Женя, Женечка и Катюша», снятого по мотивам автобиографической повести Окуджавы «Будь здоров, школяр!», оказавшись в старинном немецком особняке, забыв про нынешнюю войну, воображает себя этаким рыцарем или мушкетёром со шпагой, готовый защитить честь своей дамы. Но происходит трагическое возращение в реальность: он убивает молодого владельца особняка, которые до этого убил его любимую девушку Женю Земляникину.
Бродский уходит еще дальше – в глубь веков. Он пишет то «Письмо римскому другу», то «Письма династии Мин». Современность и будущее его волнуют мало. Он готов говорить о них только через призму давних времен. И хоронят его в Венеции – некогда процветающем, а ныне мертвом городе, живущем лишь за счёт туризма.
Правитель-«прошедшник» – несчастье для народа, он тормозит развитие подвластной ему страны и зачастую ведет ее к катастрофе. Таким был русский царь Николай II. Его идеалом была допетровская Россия, и, чтобы хоть на время окунуться туда, он в 1903 году устроил в Зимнем дворце бал-маскарад, в котором все его участники должны были примерить на себя костюмы жителей той эпохи. И такая установка мешала ему отвечать на вызовы времени. Лишь благодаря настойчивости премьера Сергея Витте он подписал знаменитый Манифест 19 октября 1905 году, даровавший отдельные свободы гражданам России. Госдума получила весьма ограниченные полномочия, в результате чего вся ответственность за ошибки и проигранные сражения, особенно после того как государь, как было принято в весьма отдаленные времена, взял на себя верховное главнокомандование в 1915 году, легла на него. Все это привело к катаклизмам 1917 года.
«Прошедшниками» были Сталин, Муссолини и Гитлер.
Сталин вовсе не строил коммунизм. Он воссоздавал Российскую империю в самом худшем варианте – индустриального феодализма. Неслучайно при нем и по его инициативе лучшие режиссеры снимали фильмы про Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I. Про Петра написал роман не идейный большевик, а граф Алексей Толстой. И получилось то, от чего Маркс наверняка не раз перевернулся в гробу. Вместо свободного труда – гулаговское и колхозное рабство, вместо свободы – застенки, аресты за анекдоты и собственное мнение, а также штампы о прописке, вместо отмирания государства – тоталитарный режим.
Муссолини и Гитлер были честнее. Первый не скрывал, что воссоздавал утерянный итальянцами воинственный дух римлян, второй – Третий рейх.
Глядя под ноги
На первый взгляд, люди, живущие настоящим, должны быть счастливее «прошедшников». Они не оглядываются назад, а смотрят на то, что под ногами, поэтому вроде бы не должны спотыкаться. Дейл Карнеги призывал «жить в отсеке сегодняшнего дня». Именно так и живут люди этой категории, которых можно назвать «настоящниками», хотя понимаю, что это слово режет слух.
Настоящим «настоящником» был Владимир Высоцкий. Его песни весьма злободневны, и я даже не знаю, все ли то, о чем он поет, понимает нынешняя молодежь. У него пациенты «канатчиковой дачи» грозятся написать в «спортлото» по поводу бермудского треугольника. Иранский шах расписался в бессилии. Один из лирических героев собирается в борьбе за шахматную корону сразиться с Фишером. Даже военные песни у него чаще о современности. «Вот покатилась вторая звезда вам на погоны» – о карьеристе, «Як-истребитель» – о творце, о художнике, внутри которого сидит некто не дающий спокойно жить, но без него он обречен на смерть. Также злободневны и его песни-сказки. Высоцкий и жил сегодняшним днем, сжигал себя, не думая о последствиях, собственный опыт был не столь для него значим, что и привело его к преждевременному уходу.
Сегодняшним днем живет нынешний президент России. Путин совершенно не думает о том, что в историю войдет как жалкий диктатор. Он боится будущего, а потому прячется в своем бункере из опасения подхватить ковид. Его рассуждения о будущем – «обгоним Португалию», «создадим искусственный интеллект» и т. д. – выглядят смешными и нелепыми, как и его высказывания о прошлом – «духовных скрепах» и «победе над половцами и печенегами». Вот уж кто живет в отсеке сегодняшнего дня, не замечая, как созданная им система давно уже работает сама против себя.
Вижу цель и живу ею
Люди, живущие преимущественно будущим, не только любят строить планы, регулярно давая повод насмешить бога, но и переживать то, что еще должно случиться. Заранее прожив, например, любовную встречу, «будущник» уже не получит большого удовольствия, когда она свершится. И неприятности он переживает заранее, сильно расшатывая при этом свою нервную систему. Неприятность может и не произойти, а нервишки все равно попорчены.
К этой категории людей можно отнести Маяковского. Неслучайно же он себя считал футуристом, «будетлянином». Благодаря этой устремленности в будущее он, яростный бунтарь серебряного века, поверил в большевистскую утопию. Это отчетливо отразилось в его пьесах. В светлое царство победившего коммунизма попадают «нечистые» в «Мистерии-буфф». Там же оказывается совсем никому в том времени не нужный Присыпкин в «Клопе». Из будущего героям «Бани» является «фосфорическая женщина». Однако к 1930 году поэт стал все больше и больше понимать, что никакого светлого будущего не случится. Не всегда это осознавал, но чувствовал. Возможно, это и стало одной из причин его гибели.
«Будущниками» были Ленин и Троцкий. Нарисовав в своем воображение коммунизм, они двигали страну и мир к этой ясной для них двоих цели, совершенно не считаясь с человеческими жизнями и людским традиционным укладом. Сюда же можно отнести Хрущёва, видевшего СССР не империей, а коммунистической страной. И он это будущее торопил, считал, что достигнуть его можно за каких-то 20 лет.
Дружные лошадки
Еще раз повторю: такое деление людей на три категории очень и очень условно. Нет и не может быть чистых «прошедшников», «настоящников» и «будущников». Речь может идти лишь о том, что какие-то из этих устремлений в человеке преобладают. Но можно ли сделать так, чтобы все три лошадки, запряженные в тройку, скакали дружно? Иначе говоря, можно ли жить, опираясь на опыт прошлого, понимая настоящее и ясно представляя свои цели в будущем? Думаю, да.
Все три времени вместила в себя поэзия Андрея Вознесенского. Его считают поэтом-авангардистом, хотя он опирается на традиции, заложенные Маяковским и Пастернаком. Поэма «Оза» полна фантастики, а в поэме «Андрей Полисадов» он рассказывает о своем прадеде, муромском архимандрите. При этом он чувствует «жесточайшую не по прошлому ностальгию – ностальгию по настоящему».
Прошлым, настоящим и будущим жил лучший российский монарх Александр II. Получив с помощью Жуковского прекрасное образование, он понимал, что Россия остро нуждается в переменах. Но проводил реформы не как Пётр I, ломавший страну через колено, а учитывая весь опыт прошлого. Царь-освободитель вел страну в будущее, небывалыми темпами строил железные дороги, готов был пойти на ограничение самодержавия, сделав шаг к конституционной монархии. Среди его важнейших реформ, помимо отмены крепостного права, было принятие Университетского устава, дававшее этим учебным заведениям больше самостоятельности и создававшее более благоприятные условия для научной и учебной деятельности. А образование – это подготовка будущего страны. Жизнь Александра II оборвали радикалы из «Народной воли», жившие исключительно мечтами о будущей справедливой России без монархов и угнетения и очень его торопившие.
К схожей с Александром II категории можно отнести величайшего политического деятеля Великобритании Уинстона Черчилля. Он никогда не забывал о величии Британской империи, но свои политические шаги просчитывал на два ходя вперед. В то время как правительство Чемберлена проводило политику умиротворения Гитлера, Черчилль добивался через парламент наращивания вооружение, главным образом самолетостроения, чтобы противостоять возможной высадке немецкого десанта. В самый разгар войны он, в отличие от Рузвельта, понимал, что после победы над нацизмом возникнет угроза со стороны сталинского СССР. Неслучайно его фигура на Парламентской площади в Лондоне возвышается над всеми другими статуями.
Разумеется, все они были не ангелами, совершали ошибки и ненужные изгибы, что-то не учитывали. Но все же вошли в историю под знаком плюс. Может, и обычным людям, не поэтам и не политикам, стоит попробовать жить также?
С поэтом Валерием Сауткиным меня познакомил в 1976 году наш общий друг Игорь Кларк. Мы тогда поехали в подмосковный ресторан "Сосновый бор" слушать хороших музыкантов.
Уже в новейшие времена композитор Игорь Кларк и поэт Валерий Сауткин написали рок-оперу "Иуда".
Прекрасный поэт. "Иуду", увы, еще не слушал.
Наверное, и не стоит. Вряд ли он что-то хорошее посоветует. Иуда это альтернатива Иисусу. А добрые христиане давно сделали свой выбор.
Володя, мы же ещё не знаем, о чём опера. Может она как раз о предательстве? Кстати, в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда" Иуда почти положительный герой. Так что теперь? Не слушать её. К тому же я, как ты знаешь, хоть человек и добрый, но совсем не христианин.
Игорь, Володя не только уникальный негодяй, но и просто дремучий, невежественный и малообразванный человек. Художественные достоинства оперы не зависят от того, кто является главным её героем. Опера может быть названа даже именем убийцы, и при этом оставаться высокохудожественным произведением: "Отелло", "Воццек", "Катерина Измайлова", "Убийца, надежда женщин"...
Не более, чем вкусовые предпочтения. И ваши, и у Vova вполне понятны и обоих прекрасно характеризуют. Каждого по-своему.
Ага, предпочтения. Одни пьют боярку, трою, трояр, блеск... и иные суррогаты, а другие — качественные вина.
Так и в искусстве. А Вова — он из первых. Невозможно даже представить, чтобы он полностью прослушал оперу, тем более, например, "Воццек". Да он скорее подпишет любую поддельную платёжку, чем прослушает оперу "Воццек"!
А зачем мне какая-то неведомая фигня? Мне Alexa играет что я прошу from Amazon music. Из Вивальди, Моцарта, Битлов... Сам свою гадость слушай, 🤡
Называть музыкальные шедевры "фигнёй" - это в твоём духе: твоя образованность и твоё воспитание здесь налицо. И никая Alexa тебя уже не спасёт.
Повторяю - слушай сам. А мне твои вкусы заведомо чужды.
сто пудов так и есть
Владимир,с радостью,с добрым утром!Сегодня с утра искупалась в святом источнике!Благодать!И никаких мыслей,здорово!Отдыхаю,отличный выходной день:)
Господь наделяет добрых христиан своею благодатию. Аллилуйя!
Вам, Владимир,за Ваши добрые,тёплые слова,благо-дарю.
Да на здоровье! Ешьте, не обляпайтесь. 😉
Предложил бы более наглядную аналогию:
- лучи прошлого, преломляясь в призме настоящего, образуют спектры возможного. Выбирая из множества возможностей, мы создаём единственную реальность будущего. И очень непросто сделать правильный выбор...
Мы ничего не создаем ни настоящее.ни будущее.За нас все давно решили и утвердили.а мы плывем по грязной воде .как мусор...Не обольщайтесь,печально,но факт.мы все пропили в 90-е
Ширше надо мыслить. А не хочешь - не выбирай.
Удивительные кони никуда уже не несут,они превратились в тощих кляч.подвешенных на веревках,ноги их уже не держат
Игорь, прошлое, настоящее и будущее, это категории Времени, а не лошади. А Время... это просто Пинк Флойд какой-то 😇 https://youtu.be/LNBRBTDBUxQ
Замечательно, Бобраков.
"Даже военные песни у него чаще о современности."
- Закури. - Извините, "Казбек" Не курю.
- Ладно, выпей. Давай-ка посуду.
- Да, пока принесут...- Пей, кому говорю.
Будь здоров! - Обязательно буду.
- Ну, так что же,- сказал, захмелев, капитан,-
Водку пьешь ты красиво, однако
А видал ты вблизи пулемет или танк?
А ходил ли ты, скажем, в атаку?
В сорок третьем, под Курском, я был старшиной,
За моею спиною такое...
Много всякого, брат, за моею спиной,
Чтоб жилось тебе, парень, спокойно.
Он ругался и пил, он спросил про отца,
Он кричал, тупо глядя на блюдо:
- Я всю жизнь отдал за тебя, подлеца,
А ты жизнь прожигаешь, паскуда.
О конях:
Коренной ты мой,
Выручай же, брат!
Ты куда, родной,-
Почему назад?!
Дождь - как яд с ветвей -
Недобром пропах.
Пристяжной моей
Волк нырнул под пах.
Вот же пьяный дурак, вот же налил глаза!
Ведь погибель пришла, а бежать - не суметь,-
Из колоды моей утащили туза,
Да такого туза, без которого - смерть!
Я ору волкам:
"Побери вас прах!..." -
А коней пока
Подгоняет страх.
Шевелю кнутом -
Бью крученые
И ору притом:
"Очи черные!.."
Ещё помню реальных фронтовиков, поколение людей, искалеченное войной, физически и психически. Война не заканчивается, пока жив последний солдат. Не похоронен, а жив. И не надо повторять...
Поколение фронтовиков подняло СССР из руин Великой войны. Сам ты физический и психический калека. Не оставил после себя ничего, кроме каментов здесь.
Так искалеченные люди и поднимали. И уж что получилось, то получилось. Не надо пафоса, не надо ругани. Когда же мы начнём трезво смотреть на вещи??? А насчет колобка большое и круглое спасибо. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и далее по тексту. Прекрасный песонаж 😀
А от лубянских не ушёл, пришлось договариваться. С тех пор вместе.
Попытались сожрать, но подавились 🤡
"... ничего, кроме каментов здесь"
Ага, и каменты, в основном, кучки, дурно пахнущие.
Правда, мил человек, она всегда так пахнет 😠
В твоих кучках правды как раз и не было. Много раз ловили тебя на неправде.
Знаем мы таких свидетелей засекреченных. Вернее клеветников.
А деление людей на три категории очень условно. Все мы живём в непрерывном потоке Времени, со всеми его турбулентностями. И большинство даже не делает попыток понять Время, и как оно работает 🤔
Чего тут понимать? Если человек негодяй, да к тому же уникальный, то о какой турбулентности можно говорить?
Это даже не Григорян, а какая-то бездарность🤔
Текст как любительские стихи - повторение избитых клише и общих мест. Типология неприлично условная, а выводы основываются на каких-то умозрительных «фактах». А в конце совершенно детский вывод о том, что хорошо думать о прошлом, настоящем и будущем, но самое главное, хороший правитель - это который думает обо всем сразу. Это too much. Мол когда правитель такой всем поданным хорошо будет.
Очередной текст поддерживающий дремучие мракобесные провинциальные представления населения о политике и политиках. В духе наивных измышлений Навальный или Путин, какая комбинация коней лучше. Да не в конях тут дело.
Главное не кто там у власти, а какая политическая система и институты. Вот Путин - супер профессиональный политик, на 2000-й год он идеальный лидер любой нации. Проблема не в Путине и не в том на каких конях он скачет. Политик всегда стремится к власти, на каких конях он бы не скакал. И лишь институты определяют станет ли этот политик иконой для подражания, или его подвергнут анафеме. Поэтому главный вопрос какие институты, желательно чтобы они препятствовали захвату власти и переписыванию правил игры под себя. Это важно, актуально. А не кони какие-то.
Странно, 7х7 позиционирует себя как современное издание, но этот текст про коней больше подойдёт для мракобесных изданий вроде Царьграда или блога Михалкова.
Автор художник, он так видит. Роман вот недавно написал... А когда беллетристика претендовала на объективность??? Миражи, плоды фантазий... 😇