Играй, играй, да дело знай! На Руси – с Рождества до Крещения – Святки. Время чудес! Ему радовались все – как старики, так и молодые: оно отмечено колядками, играми и святочными гаданиями. Взрослые гадали на погоду, сенокос, уборочную, урожай, судьбу детей… И так год за годом, век за веком. Задумывались ли наши предки над тем, что являлись хранителями уникальных традиций жизни Русского Севера, в основу которого заложены высоконравственные устои человеческого общения?
Во что играют наши дети?
Большинство гоняют «монстров» на гаджетах, получая сомнительные знания и привычки, да и здоровью от этого увлечения пользы никакой. Между тем детское творчество не знает границ! Ему можно только удивляться! И каникулы (зимние, летние) взрослым — в помощь: когда еще можно включиться в создание игр, основанных на традициях своего родного края?
Минувшим летом дети из старинного заонежского села Космозеро стали участниками очень важного начинания – открытия проекта «Театр крестьянской заонежской игры», предложенного общественной организацией «Заонежье». Время вносит свои коррективы: человек меняется. Интересно, будут ли современные дети играть в игры вековой давности? У русского народа игра выступала не только как развлечение, но и как хранительница традиций. Это – самостоятельный жанр фольклора, как и былина, причет, песня, танец… Воспитание в семье наших предков происходило исподволь, в обычном общении, опираясь на опыт, добытый веками.
Открытие проекта отметили в разгар лета игрой-соревнованием, которая раньше была очень популярна, а сейчас незаслуженно забытая, – в блины. Из оборудования требуются только плоские камушки-плитки да водная гладь. Учить детей бросать каменные плитки в воду мы начали за год до открытия.
В назначенный день и час вся улица Мира (соседи этой «улички» ни разу не ссорились – отсюда и название) собралась на берегу — «болеть за своих». Ребят охватил настоящий азарт! Кто больше «напечет» блинов на воде? У кого каменная плитка окажется самой послушной? Каждому участнику было предоставлено 10 попыток, то есть бросков. Даже четырехлетний Никита принял участие вместе со всеми. После подведения итогов оказалось, что на первом месте – Савелий Изотов, город Медвежьегорск; на втором – Сева Чистяков, город Петрозаводск; на третьем – Соня и Богдан Чистяковы (с одинаковым числом баллов), село Космозеро.
Жители улицы Мира дружно поддерживали ребят, радовались их успехам. Мама Богдана и Никиты напекла на всех настоящих блинов, которые участники тут же с большим аппетитом и съели. От музея-заповедника «Кижи», который всегда в курсе творческих начинаний местного сообщества, вручены подарки, от общественной организации «Заонежье» - памятные и призы. А сколько радости было в глазах детей! Настоящий праздник, который сделали сами! И это только начало.
В будущем нас ждет большая работа
Задача взрослых — познакомить детей со старинными заонежскими играми. Информаторы – местные жители, которые сохранили их в памяти. Вот, например, Маргарита Петровна Кочина познакомит с игрой в пульки, Вера Филипповна Синявина – в фанты: названия исторические, изменению не подлежат. Немало сохранилось в памяти народной традиций, в которых главную роль играли дети. И для них это было и забавой, и серьезным поручением, от которого зависела судьба семьи, целого села. По воспоминаниям Анны Семёновны Ермолиной из Космозера, перед первым выгоном скота, еще до петухов, мальчик семи-восьми лет должен был оббежать каждый двор с колокольчиком в руках. Из года в год соблюдалась эта традиция: отогнать злых духов, поднять из хлевов скотину «благословясь». Для ребенка – игра, а для всей общины – важнейшее обрядовое действо. Так дети усваивали быт, дух, порядок крестьянской жизни.
О традициях заонежского края написано карельскими учеными много, но нам хочется их озвучить с памяти тех, кто отсюда родом. Например, Евгений Михайлович Морозов, уроженец деревни Селецкое (1934 г. р.), поделился, что в период его детства игра приветствовалась как среди детей, так и взрослых. Крутая горка в родной деревне в зимние праздники, особенно в Рождество, Крещенье и Масленицу, собирала почти всю деревню. Катались с удовольствием и стар и млад! Порой создавалась «очередь». Но чтобы взрослый человек или молодой сильный парень позволил отстранить малыша, воспользоваться правом с позиции силы — об этом не могло быть и речи. Каждый знал, что подобное будет осуждаться общиной. Что это? А перед нами – бытовая или семейная традиция, которая воспитывала уважение к каждому, независимо от возраста или социального положения.
Традиции заонежского края
Молодежь старинного Заонежья любила собираться на беседу, особенного «игримую». И на людей посмотреть, и себя показать! Здесь, как нигде, проявлялись личные «симпатии». Богатые и знатные парни занимали лучшие места – близ икон, у окна, на «верхнем» конце лавок, у свитца или керосиновой лампы, а кто победнее — уже ниже, на простенке или ближе к порогу. Но каждый знал установленный веками порядок: нельзя никого обижать! «Худому парню не отказывай, как в танец будет брать. Худой покажет дорогу хорошему!» - наказывала строгая мать.
В Заонежье – с Рождества до Крещения – Святки. Золотое время! Ему радовались все – как старики, так и молодые: оно отмечено колядками, играми и святочными гаданиями. Взрослые гадали на погоду, сенокос, уборочную, урожай, судьбу детей… А для молодежи это время было одновременно занятием увлекательным, страшным и захватывающим: гадали на жениха и невесту. Сколько интересных «приемов» этой великой тайны сохранила история края!
А каким интересом пользовались шуточные представления! Переодетые ряженые, по-заонежски «хухляки», врывались в избы с песнями и плясками. Настоящий театр! Заонежане любили это время – период небольшого отдыха между работами в поле, огороде, на лесных делянках и пожнях. Заканчивались Святки очистительным обрядом – Крещением. С Божьей помощью, с постоянной молитвой крестьяне радовались зиме, надеялись на весну, поджидали осень – и так год за годом, век за веком. Задумывались ли наши предки над тем, что являлись хранителями уникальных традиций жизни Русского Севера, в основу которого из глубины веков были заложены высоконравственные устои человеческого общения? Конечно нет!
Они просто жили в этом, твердо зная: надо так, а не иначе. Особенно это прослеживается в свадебных и ритуальных действах. Отступление или замена порядка осуждалось, могло вызвать недовольство или полный отказ от подобного предложения… Обрядовые традиции знали все крестьяне. Да и как не знать! С самого рождения человека до его последнего вздоха они были с ним рядом, сопровождая помощью, поддержкой и украшением жизни. К примеру (есть о чем задуматься), любой женатый мужик мог посетить беседу, это даже приветствовалось общиной – для порядка не помешает, но имел право пройти по избе не дальше первого воронца (бревно над головой). А о том, чтобы пригласить незамужнюю девушку на танец, не могло быть и речи: позор-то какой!
Время неумолимо идет вперед. Одно поколение сменяется другим, но богатство прошлого, как великое достояние, помогает жить будущему…
Проект «Театр крестьянской заонежской игры» только начинается. Впереди всех нас ждет большая работа по изучению традиций пестования – маленькой толики из того крестьянского искусства, которое прославило наш край в веках, - того великого богатства, которым до сих пор не перестает восхищаться весь культурный мир.
Приглашаем всех желающих к участию в нашем деле на общественных началах и будем рады поддержке проекта!
Председатель правления КРОО «Заонежье» Валентина Сукотова