Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Нельзя допустить, чтобы репрессии когда-либо повторились

Нельзя допустить, чтобы репрессии когда-либо повторились

Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

10 лет без права переписки...

Во многих семьях живет память о невинно репрессированных родственниках. Среди жителей Заонежья тоже оказалось немало угнанных в лагеря ГУЛАГа и сгинувших там. В период «Большого террора» крестьянин Пётр Михайлович Изотов с поста председателя одного из заонежских колхозов попал под молот сталинских репрессий и был арестован в феврале 1938 года. Место заключения – Красноярский край, близ Таймыра. Чудом остался жив, вернулся в родную деревню, говорил: «Руки меня спасли! Руки, они мои дорогие!..» Своими воспоминаниями о нем делится внучка «врага народа», ныне председатель правления КРОО «Заонежье» Валентина Сукотова.

- Кто может сшить сапоги? – громко крикнул перед строем приезжий начальник. Вот почему арестованных подняли ночью по тревоге, выгнав из бараков на мороз. — Повторяю: кто может сшить сапоги? - все молчат. И когда вопрос прозвучал в третий раз, один из заключенных сделал шаг вперед. Это был мой дед – Пётр Михайлович Изотов. Он тогда и представить не мог, что этот шаг спасет ему жизнь. Было моему деду 30 лет и 3 года.

Родился он в деревне Микковской, что расположилась на берегу Святухи - губы Онежского озера. В девятилетнем возрасте Петруша был отдан «в мальчики» для обучения сапожному делу в Петрозаводск. Будучи ребенком предприимчивым и трудолюбивым, он освоил это ремесло, в последствии стал хорошим мастером.

Заказ был выполнен, арестанта Изотова вернули в барак. Но владелец новых сапог – тот самый приезжий начальник в дорогой шубе и лисьей шапке – понял, что у мастера золотые руки: сапоги были превосходны. Петра было решено перевести в мастерскую, где он стал шить не только обувь, но и сумки, кошели, кожаные рукавицы, шапки, спецодежду для персонала… В мастерской, в отличие от зоны, стали лучше кормить, что и послужило спасением…

…Арестовали Петра Михайловича в феврале 1938 года с поста председателя одного из заонежских колхозов «на 10 лет без права переписки». Это время Большого террора, когда приказом НКВД СССР с августа 1937 по ноябрь 1938 года была проведена операция «по репрессированию антисоветских элементов» и видных партийных работников, в ходе которой было арестовано более 1,5 млн человек, 700 тыс. расстреляны.

Семья о Петре Михайловиче ничего не знала. Это уже потом стало известно, что он оказался вместе с другими такими же несчастными в Красноярском крае. Только в 1938 году в Норильлаг было направлено 7927 «врагов народа». Людей по прибытии высаживали в голой тундре. Они сами натягивали колючую проволоку, сколачивали бараки, рыли котлованы, прорубали тоннели, работали в шахтах, разгружали вагоны…

И все это - под конвоем.

Норильлаг

Ни в какой другой период заключенные Норильлага не переживали столь критического положения, как в годы войны

Люди страдали от голода, и многих настигала страшная болезнь — пеллагра, когда человек гнил заживо и кожа струпьями отваливалась от его костей. Смертность была высокая.

Но, несмотря ни на что, в этой пустынной тундровой зоне, в условиях вечной мерзлоты и полярного климата, руками десятков тысяч заключенных удалось создать один из крупнейших в мире никелевых комбинатов, сформировать широкую транспортную инфраструктуру региона и построить новый центр — город Норильск.

… На всю космозерскую волость из лагеря вернулся один человек – мой дед, Пётр Михайлович Изотов. Было это в августе 1948 года, в православный праздник – Ильин день. Пришел он в родную деревню утром. Вот и отчий дом, и старая лодка, и баня, и колодец. Народу на улице много, но никто из односельчан его не узнал.

Дед раньше мастерски плясал, такие коленца выделывал! Завидовали его похматке (заонежский диалект: значит то, что выгодно отличало его от других). Да, было время… Вот и сейчас не удержался, пустился в пляс у ригачи Дарьи Хухляковой под местную гармошку. «Да ведь это Петруха Изотов!» - крикнул кто-то из мужиков.

Было моему деду 40 лет и 3 года.

Для тех, кому интересно:

- Масштабы сталинских репрессий – точные цифры/ Электронный ресурс/Режим доступа: https://fishki.net/2068937-masshtaby-stalinskih-repre.
- Постановление Президиума ЦК КПСС о реабилитации видных партийных работников/Реабилитация: как это было март 1953–февраль 1956 гг./Электронный ресурс/
Режим доступа: http://pmem.ru/154.html

… Я только со временем поняла, что была счастливее всех своих сверстников: у меня были дедушка и бабушка, которые меня бесконечно любили. Всегда буду помнить 24 декабря: в этот день 1904 года родился мой дед – Пётр Михайлович Изотов.

Бабушка, дедушка, Валентина Сукотова - три года

 


Реклама «7x7». Если вы ищите кассовое оборудование для магазина, то рекомендуем обратить внимание на МодульКассы со встроенным сканером.

 

ООО «Аванпост». ОГРН 1155476129753, юр.адрес: г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, корп. 1, этаж 4, помещение XXXV, комната 12

 

Материалы по теме
Мнение
23 декабря 2020
Эмилия Слабунова
Эмилия Слабунова
На страхе будущее страны не построишь
Мнение
21 декабря 2020
Дмитрий Рожин
Дмитрий Рожин
История одной реабилитации
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияРепрессии