Я давно и много пишу про политзаключенных. Скоро, надеюсь, и книжка выйдет.
Это мой способ самосохранения. Защищаешь, помогаешь, поддерживаешь. А когда совсем тяжко - встаешь на позицию исследователя и смотришь с расстояния. Это очень помогает сохранить здравый рассудок, да и в моем возрасте мозг тоже полезно тренировать, чтобы не заплывал.
Когда-то давно Юлий Рыбаков, Ирина Флиге и другие привезли камень с Соловков и поставили его на Троицкой площади. Мы заказывали таблички на основание. Их три: «жертвам коммунистического террора», «узникам гулага» и «борцам за свободу».
Третья сторона «забывается» постоянно. Мы так долго и так здорово чтим жертв, что забываем о борцах и героях. И эта моя боль видна и сегодня. Чтя жертв прошлого, мы чтим жертв сегодняшнего режима. «Теряя» героев прошлого - превращаем сегодняшних борцов за свободу в жертв сегодняшнего режима.
Попадая под уголовное преследование, как-то незаметно человек, которого судят, превращается в наших руках, СМИ, в постах в Facebook в объект защиты, в жертву.
Но, когда я вижу суд над Юлией Галяминой, при всех моих внутренних очень во многом с ней несогласиях, я вижу надежду. Юлия - субъект своего процесса. Юлии удалось превратить «трибуну над врагами царизма в трибуну над царизмом». Это суд не над жертвой режима. Это суд над борцом за свободу.
Мое восхищение.