Уже скоро мы узнаем, будут ли и далее пылиться в архиве УФСБ Омской области дела нареабилитированных участников российской Гражданской войны, которые там пылятся уже 100 лет, так как для исследователей они недоступны от слова «совсем». Аргумент у чекистов один - тройственное положение Минкульта, МВД и ФСБ (№375-584-352), а ФЗ №125 «Об архивном деле» и Конституция отдыхают, пока это положение используется как ограничитель.
Однако парадокс состоит в том, что оно не регулирует допуск к делам нереабилитированных, по которым были приняты отказы в реабилитации. Например, как с делом колчаковского генерала Бориса Петровича Богословского, расстрелянного в 1920 году в Омске. О нем больше всего известно из книги Андрея Ганина «Измена командармов». Я ее, конечно, уже читала и всем советую. О Богословском больше узнать так детально неоткуда.
Сегодня (21.12), безусловно, будет важный итог, с которым далее я пойду в ЕСПЧ и Конституционный суд.
Действительно, эту порочную практику охраны непонятно чьих тайн надо заканчивать. Хотя бы для того, чтобы не входить в противоречие с другими странами, в которых аналогичные дела давно доступны любому.
Хватит цепляться за советские традиции охраны всего от всех, и сотрудникам ведомственных архивов будет меньше работы по сохранению от нас непонятно чего, и нам тоже - не таскаться зря в суд и не тратить время на то, чтобы доказывать зачем-то то, что и так прописано в Конституции, - право на получение и доступ к информации, главенство федеральных законов и самой Конституции над всякими там противоречивыми положениями и приказами ДСП.
Осложняется все, конечно, недопуском в зал судебного заседания представителей СМИ и слушателей из-за ковида. Только участники процесса - я, два представителя ЦА ФСБ РФ, представитель ФСБ Омской области по видеоконференции и новый участник, надеюсь, сегодня будет - Минкульт, которого суд привлек как заинтересованное лицо, ведь положение касается и их.