В воскресенье наблюдал за выборами в Печорском районе, в деревне Киршино. Это достаточно отдаленный участок на границе с Эстонией, и к некоторым избирателям комиссия вынуждена даже добираться с помощью катера на воздушной подушке. Жаль, что нам не удалось съездить к избирателям на острова, т. к. пограничники задержали нас на КПП, а катер как раз в это время отплыл, но в целом хочу высказать свой взгляд на прошедшие выборы.
Кандидаты от партии власти взяли первые места. И с учетом того, что в помещении, где проходило голосование, было так холодно, что было зябко в зимней куртке и шапке, а в одном из туалетов для экономии были откручены «барашки» на смесителях воды, а сами краны на смесителях были вообще отломаны, то закономерно возникал вопрос: как при таком постоянном уничтожении и унижении деревни у партии власти получается там все равно брать первые места? Особенно общаясь с людьми, имеющими доступ к разной информации, где видно, что антирейтинг «Единой России» выше ее рейтинга в разы, и результаты в 60% поддержки кажутся нарисованными…
Если коротко, то с помощью административного ресурса и пропаганды. А если говорить совсем утилитарно, то используется инструмент не поддержки кандидата-единоросса в целом (поддержка в разы меньше), а умение привести на участки своего избирателя. С чем партия власти не первый год удачно справляется.
Ну т. е. у партии может быть антирейтнг в 40%, а поддержка всего в 15% от всех избирателей, но если партия может хотя бы 10% от этих 15% привести на участки при явке в 25%, то она побеждает. Т. е. чисто математически при явке в 25% эти приведенные на участки 10% от всех избирателей превращаются в 40% поддержки!
Плюс используется досрочное голосование. А оно очень высокое. На моем участке каждый третий проголосовавший делал это досрочно! А ведь, с одной стороны, это психологический прием, что могут вскрыть конверт с твоим голосованием и проверить тебя на лояльность режиму, так ведь и сами конверты можно подменить. Прямых доказательств у меня нет, но в целом это очень слабое место, которое почти невозможно проконтролировать.
Второе – это надомное голосование. Я почти 10 лет работаю в УИКах и отлично помню, что такой высокой досрочки, как в последние два года, никогда не было. И ведь это досрочка, взявшаяся не по воле избирателя, а там есть работа соцзащиты и всяких почтальонов. Как я понимаю, они оценивают стариков на лояльность партии власти и спускают список на надомное голосование даже без ведома самого избирателя. Сколько историй, когда на надомном голосовании не могут застать и четверти «заявившихся» на надомное голосование людей, а сами избиратели открыто говорят, что никого не вызывали и вообще первый раз слышат про выборы. Но раз пришли, то можно и проголосовать…
Третье, хотя в целом по масштабу беды этот инструмент нужно ставить на первое место, - это государственная пропаганда. Если говорить про деревни и живущее там пожилое население без альтернативных новостей, то пропаганда там играет ключевую роль.
В-четвертых, выборы часто стали похожи на договорные, когда парламентские партии участвуют в них по причине формальной надобности политического присутствия на выборах. Однако сами партии никакой работы не ведут и на победу не рассчитывают. Некоторые даже, как кандидатка от ЛДПР на нашем участке, использовались, чтобы очернить ключевого соперника единороссов, а не победить самой. А ведь из теории выборов известно, если кандидат оттягивает голоса не у лидера, а у его ключевого соперника, то такой кандидат спойлер партии власти.
Плюс использование административного ресурса для снятия неудобных сильных кандидатов. Чаще всего в Псковской области власть сама дирижирует этим процессом, но «черную» работу в публичной плоскости отдает Партии роста и Игорю Романову в частности.
И конечно, мы наблюдаем дефицит кандидатов. Любая партия наблюдает такой дефицит, потому что для победы мало быть лучше, нужно еще и перебить админресурс, а взамен почти ничего не получить кроме дополнительной нагрузки по 10 часов в неделю. Если кто забыл, то депутатам зарплату не платят (за исключением единичных случаев).
Но в целом по итогам прошедших выборов и вообще выборов в регионе за прошлые пару лет хочется сказать, что партию власти побеждать можно, хотя сегодня такую задачу чаще ставят только кандидаты от партии «Яблоко». А для победы нужно убеждать демократического избирателя не сидеть в день выборов дома, потому что мало сетовать с дивана на отсутствие перемен, их нужно делать ножками, идя на участок.
И для победы нужно работать над наблюдением, фандрайзингом кампании и расширять сетку сторонников. Ну и, конечно, искать ярких и активных кандидатов. Не исключено, что нужно научиться создавать коалиции вокруг таких кандидатов. Хотя, повторюсь, на победу сегодня работает только две партии в регионе.