После того как московский Второй кассационный суд признал незаконным апелляционное решение Ивановского областного суда и отменил приговор экс-главе Фурмановского района Дмитрию Ключарёву по 289-й статье УК РФ, стало окончательно ясно, что дело изначально дутое.
Есть, конечно, синонимы (заказное, коммерческое, коррупционное), но давайте останемся в рамках закона о СМИ. Напомню, Ключарёва обвиняли по двум статьям (мошенничество и незаконное участие в предпринимательской деятельности), прокуратура просила семь лет заключения.
Потом Дмитрия Игоревича признали невиновным в мошенничестве с правом на реабилитацию. Пикантность ситуации придавало то, что прокуроры обвиняли Ключарёва в нарушениях, которые сами до этого признали несущественными и которые не помешали ему стать главой района (с благословения тех самых прокуроров). «Незаконного участия в предпринимательской деятельности» Фрунзенский районный суд тоже не обнаружил, но прокуратура обжаловала решение и продавила апелляцию в областном суде – эпизод вернули на новое рассмотрение. Московская кассация, где чары ивановской облпрокуратуры не действуют, признала решение незаконным, и круг замкнулся: Ключарёв невиновен, закон торжествует. Но остались неудобные вопросы.
Кто выиграл
Вроде бы вопрос риторический и ответ очевиден – но мне так не кажется. Вряд ли Ключарёв, полтора года просидевший в СИЗО, считает результат сокрушительной победой: ему не вернут ни времени, ни здоровья, ни моральных, ни финансовых потерь. Думаю, перед ним даже не извинится никто. Кто выиграл из-за того, что Ключарёва сняли с района, так это фурмановское отделение КПРФ, которое провело депутата в облдуму, а потом вовсю на муниципальных выборах покуролесило.
Кто проиграл
Проиграли, кажется, все участники. Семья Ключарёва еще долго не избавится от стресса, а сын Дмитрия посидел в СИЗО и под домашним арестом – и получил судимость. Фурмановский район без Ключарёва стал дотационным – новые управленцы быстро проели деньги резервного фонда и наделали долгов. Новые инвесторы в район не пришли – их больше никто не облизывает. Главы районов Ивановской области очередной раз почувствовали полную беззащитность, и на лакомые раньше должности нормальные люди теперь не идут (как это только что случилось в Вичуге, где согласованный всеми Юрий Шестаков пару недель посмотрел на работу администрации изнутри, подумал-подумал, да и не сел в кресло главы). Губернатор (и Коньков, при котором Ключарёва взяли, и Воскресенский, которого силовики убеждали, что Ключарёв преступник) понял, что не может защитить своих людей от посадок. Как не может теперь доверять информации местных силовиков. Ребята в погонах – и УЭБиПК, и Следственный комитет, и прокуратура – в деле Ключарёва с размаху сели в лужу, показав полную некомпетентность. Они или не смогли доказать вину Ключарёва – и тогда они непрофессионалы, которых надо гнать в шею. Или дело заказное – и тогда они коррупционеры, которые должны ответить за художества.
Кто ответит
Очередной риторический вопрос. Если Ключарёв подаст на реабилитацию, ответит безликий бюджет РФ. Персонально, уверен, не ответит никто и ни за что. Ни мадам Князева, утверждавшая, что Ключарёв рейдер, который угрожает, и ей для безопасности нужна охрана (которую предоставили – так же, как главе местного УФАС Александру Боровкову после покушения). Ни бывший криминальный авторитет Бизон, дававший в суде ложные показания. Ни руководитель УЭБиПК полковник Пушков, натравивший на Ключарёва свору оперативников. Ни следователи, закрывавшие глаза на очевидные нестыковки. Ни судьи, раз за разом продлявшие содержание обвиняемого в СИЗО. Ни прокуратура, до последнего требовавшая крови вместо того, чтобы блюсти закон. Ведь если хоть одного накажут, придется распутывать весь клубок – а кому в Ивановской области это нужно?
Так что пусть заплатит бюджет – то есть мы, наполняющие его налогами, – он и не такое терпит.