Наши «фортовые» поездки начались именно с "Петра I": здесь находилась база геологов, которых мы катали по морю между фортами, а они бурили фундаменты. К слову, строили форты, как говорится, «на совесть», а вышло - на века: стоять им и стоять еще сотни лет. Началось все с того, что нам три дня согласовывали постановку лодки у причала. Вот такой дуболомский принцип: спускать лодку на воду и ходить в море на территории военной части можно, а оставлять лодку на ночь на этой же охраняемой территории – нельзя. Ждали, пока какой-то военно-морской чинуша поставит подпись, что хранить можно. А сами тем временем катались везде, где могли. Это мы проходим под мостом дамбы, связавшей Котлин с "Петром I".
На причале были скромные военно-морские кнехты. Можно крейсер привязывать.
А теперь пойдем в форт. У проходной стоит здание котельной, которая обеспечивала форт теплом. С виду - ничего особенного...
Но внутри находится то, чего в России уже не осталось. Я практически уверен, что это единственный экземпляр.
Котел 1914 года выпуска. Мало того...
Этот котел находится настолько в чудесном состоянии, что (по словам охранников) его и сейчас можно заправить и начать отапливать форт. Надеюсь на «правило шести рукопожатий»: передайте Юлии Шойгу, что после запуска проекта «Город фортов» очень хотелось бы увидеть этот уникальный технический памятник в добром здравии.
После редчайшей котельной нас ждали пороховые погреба. С виду - очень большое сооружение.
Защищено от любых, даже совсем случайных попаданий и самых мелких возможных осколков. Вход сделан так, чтобы ничто не долетело до внутренней камеры, которая...
... всего около 12–14 квадратных метров.
После осмотра разных небольших подсобных помещений, где валяются разные почти музейный экспонаты,
мы пошли внутрь главного здания. Так как военные его оставили не так давно, состояние его – «более-менее».
Вид из окон.
Тем не менее, когда вы лазите по таким зданиям, помните главное (это фото №13, запомните его):
Внутренний двор форта выглядит непримечательно, если бы не одна деталь...
Внутри лежит металлическая окружность, отлитая на Кронштадском пароходном заводе...
В 1888 году. Очень надеюсь, что все это металлическое великолепие останется живым и после реставрации, и приспособления.
Щитовая наверняка будет разобрана и уничтожена, но мраморные щиты, различные медные и латунные детали были на месте. Кстати, муфельная печь в идеальном состоянии. Думаю, включи ее в сеть – она и сейчас будет работать, как ее новомодные аналоги по 50–70 тысяч рублей. Пишу обо всем этом уже спокойно, потому что, думаю, что грабеж ремонт уже начался. Если кто-то умудрится побывать здесь - отпишитесь: сохранилось ли?
Многие помещения здания имеют совершенно непонятное назначение. Очевидно, что сюда поднимали какие-то тяжелые штуки с первого этажа. Или наоборот. Кстати, ходите осторожно - некоторые доски начали проваливаться.
Но эти странные канавки и углубления так и остались для нас загадкой, даже учитывая мой жизненный опыт и Дёмино техническое образование.
Как и это странное сооружение. Зачем... для чего...
Но основное наслаждение архитектурой нас ждало дальше. Это, как говорят, зал, где что-то делали с торпедами.
Попасть в это помещение «просто так» нельзя. Единственный вход в него - с верхних этажей, остальные входы закрыты. Лестница в чудесном состоянии, слезать можно спокойно, главное – помнить о фото №13.
Легкий риск вознаграждается редчайшим образцом архитектуры, который с улицы перекрыт уродливой пристройкой советского времени.
Просто удивительно, как красиво раньше строили военные объекты... Надеюсь, после восстановления это чудо сохранится, будет открыто и станет радовать глаз всем, а не только нам.