Проблема, которую создала пандемия коронавируса, выявила еще целый пласт проблем, которые касаются не только сферы образования.
Дистанционное обучение свалилось на многие российские семьи как снег на голову. С началом пандемии коронавируса многие школы перешли в режим дистанционного обучения. При этом родителям и учителям это доставило массу неудобств. Ну и как любая неправильно поданная новинка, дистанционное обучение вызвало массу проблем. Часть этих проблем касается вовсе не образования так такового.
Если взять идеальный случай, в дистанционке нет ничего плохого. Дети много времени проводят за компьютером, играя в игры, просматривая мультфильмы и фильмы. То есть первичные навыки работы с компьютером у них есть - не боятся включить, не боятся изучать новое, учатся взаимодействовать с виртуальным миром.
С проблемами столкнулись родители и учителя
Виной тому недостаточная подготовка, а также странный набор программного обеспечения, с которым пришлось столкнуться. Первый момент - это необходимость видеосвязи. На самом деле эта необходимость весьма спорная. Разослать задания вполне можно и по электронной почте, которой большинство умеет пользоваться. Проверить ответы можно так же. В идеальном случае все должно было пройти как по маслу. Но на самом деле желание все контролировать лично и не доверять даже в мелочах в очередной раз нас подвела. Вместе с надеждой на русский авось. Современные средства коммуникации позволяют обсудить заранее многие детали. В большинстве школ есть родительские чаты, куда можно было выслать инструкцию, как подключиться к той или иной системе видеосвязи, как задавать вопросы учителю, в каком виде будут приходить ответы. Куда будет поступать учебный материал. Но такие инструкции были или даны с грубыми ошибками, или не даны вообще.
Еще момент, касающийся видеосвязи - многие учителя стали применять навязанные сверху системы, которые не вполне пригодны, либо имеют ограниченные бесплатные возможности. Как выяснилось, вопрос просто никто не изучал.
Так системы видеоконференций есть у популярных поисковиков - Яндекса и Гугла. Но я не нашел ни одного примера, когда при онлайн-обучении по видеосвязи использовались Яндекс.Телемост или Google Duo. Владельцы интернет-гигантов активно внедряют эти понятные даже обывателю сервисы, размещая ссылки в видных местах, устанавливая приложения на новые смартфоны, отправляя уведомления. Оба сервиса доступны из браузера, для их использования не нужно ставить дополнительные программы. Но мы пошли своим путем. С установкой не всегда работающего программного обеспечения, с регистрацией еще в одном сервисе, а то и в нескольких.
Еще один важный момент - отсутствие компьютера во многих семьях. Вот уж не знаю, правда или нет, но родители неоднократно говорили на митингах и в публичных обращениях, что у многих просто не с чего учить детей. Простенький компьютер, пригодный для работы в офисных приложениях, можно приобрести за 17–25 тысяч рублей. Если покупать бывшую в употреблении технику, то выйдет и того дешевле. Но для многих и эта сумма оказалась непосильной. Офисные приложения и видеосвязь можно организовать и со смартфона, но способ для многих тоже оказался неочевидным. Начали изобретать велосипед. И использовали свое изобретение с квадратными колесами, активно игнорируя велосипеды с круглыми.
Очевидно, что в каждой школе есть учитель информатики, который сталкивался с удобными программами и мог бы подготовить остальной педагогический коллектив. Но на практике оказалось все совершенно не так. В результате получилось то, что получилось - сотни митингующих в крупных городах, десятки групп в социальных сетях против дистанционного образования, петиции на имя губернаторов, глав городов, начальников управлений образования, директоров департаментов, региональных министров. И подписи под эти петиции собираются с помощью того сервиса, с помощью которого можно было организовать онлайн-обучение.
Чтобы понять, в чем проблема и как правильно это организовать, я поговорил с репетитором по математике из Владимира, которая проводит занятия по видеосвязи. И выяснил несколько простых и очевидных вещей из-за которых у государства не получилось внедрить новинку. Преподаватель Елена имеет педагогическое образование, но в настоящий момент не работает в школе. Ей хватает дохода, который она получает от частных уроков. Занимается с детьми от 12 до 17 лет. Школу она покинула, потому что у нее просто не было возможности учить детей так, как она считает правильным. С индивидуальным подходом, реальными примерами, когда та или иная задача пригодится ученику, умением заинтересовать. У нее, учителя математики и информатики, необходимость давать уроки дистанционно возникла намного раньше начала пандемии. Часть ее учеников проживают не во Владимире. Это дети из районных центров, которым требуются дополнительные занятия, чтобы подготовиться к экзаменам.
"Вообще расскажу, как я начала применять онлайн-обучение, то, что сейчас назвали дистанционкой, то, от чего у родителей начинает сердце екать и глаз дергаться. Мне позвонили знакомые из Камешковского района, попросили позаниматься с их девочками. Девчонки умные, но математику, понятное дело, не любят. Одна в выпускном классе, в 11, вторая в 8. По алгебре тройки. Ездить каждый день в деревню к ним - не вариант. У меня тут уже были ученики. Я просто попросила у родителей их номера телефонов, позвонила, сказала, что буду заниматься с ними математикой. Уточнила, как им удобней со мной общаться. Без принудиловки, без давления, без требования что-то немедленно освоить и приступать к занятиям. Удобней через "ВКонтакте" - давайте через него, удобней через Вайбер - будет вам Вайбер. Тут нужно диалог с детьми построить. Важно показать, что это не очередная прихоть папы с мамой, что это им надо. А программы для связи - это вопрос договоренностей. Мы русские люди, говорим на одном языке, умеем на смартфоне на экран нажимать - нам ничего не мешает договориться.
Первый урок прошел с несколькими сбоями. Да, у них в поселке мобильная связь не очень, ну и там стены дома, расположение вышки. О проводном подключении и бесперебойном интернете мечтать вообще не приходится. Но это один из минусов жизни в частном доме. Мы сразу договорились, как и когда будут проходить занятия. Когда нам надо связываться по видео. Когда я буду отправлять документы с заданиями. Когда я буду ждать ответов. Как я буду объяснять ошибки. Как над ними работать. Все было спокойно. Не, погодите, вот тут я немного приукрасила. Один раз были слезы. У младшей. Не понимала тему одну. Несколько раз отключалась, думала, что реально не осилит. Я сидела, писала в личку в ВК, успокаивала. Ну и да, я не люблю сидеть и надиктовывать материал, который уже написан, который можно сфоткать в учебнике или отправить заранее написанный самой текст, отправить картинку, попросить прочитать. Пересказать. Потом разбираем на примерах.
Конечно есть с учебниками проблемы. Некоторые темы вообще приходилось переписывать для моих учеников самой. Потому что объяснено ужасно, некоторые моменты пропущены. Нигде не показана значимость. Я сама часто ищу новые учебники, езжу в книжные в Москву иногда, чтобы подобрать пригодный учебник. Сканирую, отправляю ученикам. Я знаю, что так нельзя делать, это пиратство. Но в нашей ситуации делать нечего. Многим в школах выдают реально непонятно что. Месяца через 4 мы и с младшей, и со старшей закрыли все пробелы в знаниях. Но конечно и на каникулах занимались, и в выходные. ЕГЭ боятся перестала. Приходила с занятий и решала тесты. Перестала бояться ошибаться. Поняла, что это ей самой нужно, чтобы поступить [в университет]. Когда началась дистанционка, мне многие коллеги звонили, просили совета. Советы не выполняли. Типа вот она молодая будет нас опытных учить. Будет управление образования критиковать.
А потом началась паника, у всех вообще все пошло вкривь и вкось. У меня есть в Ватсапе чатик для клиентов наподобие родительского. Мы тогда смеялись. Потому что мы эти проблемы решали вообще без слез. Без какого-то выноса мозга друг другу. Я многим родителям звонила в Ватсап, помогала настроить все как надо. Zoom поставить. Научиться конференции создавать. К кому-то по удаленке подключалась через Anydesk, кто совсем не мог. Присылала ссылку, говорила, какие кнопки нажать. Как дать доступ. Куда нажимать. С родителями бывает сложнее, чем с детьми. Но тут терпение нужно и талант. Что творилось в государственных школах, я могу себе представить".
Проблема на самом деле не в компьютере
Из небольшого рассказа учителя понятно, что проблема на самом деле не в компьютере. Проблема в боязни сделать что-то новое. В неумении понимать прочитанное. Ну и, очевидно, проблема в том, что многие учителя просто не были сами готовы к переходу на дистанционное обучение.
Еще один пример тоже из Владимира. Знакомый преподаватель учит певчих для церковного хора. Многие занимаются дистанционно. Группа ВК, документы, аудиозаписи. Поют в микрофоны своих смартфонов, кому больше не во что петь. Аудитория крайне консервативная: монахи, дети священников, жители деревень, семинаристы. У многих не получается поначалу. Но быстро осваиваются. Потому что другой возможности учиться просто нет. Приезжать во Владимир каждый день просто нет возможности.
Оба примера убедительно доказывают, что при необходимости учить дистанционно можно не только детей, но и взрослых. Качество освоения материала на удаленке может быть выше, чем при очном обучении в школе.
Тем не менее находится некоторое количество категорически несогласных. Фраза из заголовка - это слова одной из мамочек в Псковской области, сказанные на митинге. Трансляцией со мной поделились их владимирские единомышленники. И здесь у нас планируют организовать публичное мероприятие с требованием прекратить дистанционное обучение. В ВК есть несколько региональных групп, где собираются протестующие. Кто-то выходит в гайд-парки. Кто-то выражает недовольство в сети, так и не получив согласия администраций на проведение акции протеста. Если проанализировать такие группы, там немало сообщений открытых ковид-диссидентов. Многие люди уверены, что пандемия стала только предлогом, чтобы отказать детям в праве получать образование. Но закон, гарантирующий получение бесплатного среднего образования активно редактировался еще до начала пандемии.
Родители стоят за старину: за традиционную форму обучения с классами, звонками и присутствием учителя. А после этого жалуются, что их дети ничего не знают. Нанимают репетиторов, которые в том числе предлагают онлайн-занятия. И соглашаются на это добровольно. За свои деньги. Просто потому что им смогли объяснить, что и в какой последовательности придется сделать.
В этой истории вопросов пока больше, чем ответов. И усматривается некоторое нарушение логики.