Пенитенциарной системе Сыктывкара столько же лет, сколько и городу. Так повелось в Российской империи каждый, что даже самый захолустный уездный городишко, должен был иметь и содержать свою собственную тюрьму. Усть-Сысольск не стал исключением, и об этом на одной из экскурсий в рамках акции "Пешком по Усть-Сыольску" рассказал историк Михаил Рогачев.
Первую тюрьму в Усть-Сысольске было приказано возвести на окраине, чтобы не беспокоить граждан. И она появилась в квартале между нынешними улицами Домны Каликовой, Кирова, Заводской и Советской. Это был деревянный частокол с небольшим зданием.
Заведовал тюрьмой городничий, которому подчинялась полицейская команда. В старом Усть-Сысольске она насчитывала всего шесть человек, которых называли «инвалидами». И вовсе не потому, что они были одноногими или однорукими. В те годы инвалидами называли ветеранов, отслуживших рекрутскую службу и вышедших в отставку.
В 1865 году на месте старой тюрьмы построили двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте вместимостью на 27 человек. Какое-то время правило она почти пустовала и служила чем-то вроде вытрезвителя, поскольку в основном туда доставляли пьяных горожан кому-то набивших морду. Когда они трезвели, их отпускали.
Однако город потихоньку рос, и в конце XIX века к тюрьме пристроили еще одно здание, вместимостью 54 человека. В архиве в тюремном списке Михаил Рогачев обнаружил сидельца по странной статье – «неизвестно за что». В целом же, преступники получали обычно небольшие сроки – один-два года. Чаще всего за членовредительство, иначе говоря, мордобой. Краж за год набиралось не больше двадцати, убийств – не более одного.
Побег из тюрьмы за всю дореволюционную истории случился только один – на прогулке трое осужденных повалили прогнивший забор, облокотившись на него, после чего ушли. Двоих поймали, а третий скрылся.
В начале XX века возвели тюремную церковь во имя Иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости. Она стояла за пределами ограды, и заключенные свободно в нее приходили, а, помолившись, возвращались назад.
Тюремное начальство поощряло работу заключенных. Например, сапожник в тюрьме принимал заказы, получал за это деньги, и за время отсидки у него накапливалась определенная сумма. При тюрьме существовал попечительский комитет, который проверял, хорошо ли кормят арестантов, не подвергаются ли они издевательством со стороны тюремной администрации. Кроме того, комитет находил заключенным работу, собирал пожертвования, покупал книги, улучшал питание. И тюремная церковь была построена на пожертвования, собранные попечительским комитетом.
Когда наступили советские времена, Скорбященскую церковь закрыли, а вот тюрьму оставили. Она несколько раз меняла свои названия, пока не стала Сыктывкарской тюрьмой №1. И в отличие от патриархальных времен она была всегда переполненной.
Почти сразу после установления советской власти в Усть-Сысольске, 23 июля 1918 года, в городе был создан главный репрессивный орган – уездная чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ЧК). Поначалу ее возглавил матрос-большевик Иван Андрианов, который еще в конце мая приехал в Усть-Сысольск как представитель военно-речного контроля с полномочиями проверять документы и грузы пароходов.
Разместилось Усть-Сысольское ЧК в двухэтажном здании бывшего подворья Ульяновского монастыря (ныне там располагается Сыктывкарская епархия). К этому времени большевики монастырь закрыли, монахов выселили, а подворье конфисковали.
Поначалу уездное ЧК обладала лишь следственными функциями, но это не помешало почти сразу после своего создания развязать красный террор. Одним из первых ее жертв стал Ленин. Разумеется, не вождь мирового пролетариата, а председатель съезда мировых судей Усть-Сысольского уезда Леонид Александрович Ленин. Он имел «наглость» от имени этой организации составить обращение Патриарху Тихону, в котором весьма нелестно отозвался о большевиках. Его и еще целую группу либеральных деятелей отправили в Котлас и расстреляли по приговору Революционного полевого трибунала при штабе командующего Котласским районом.
5 ноября 1919 года гражданская война достигла Усть-Сысольска. Небольшой отряд белых под командованием фельдфебеля Завьялова без боя взял город. Гражданскую власть в уезде возглавил бывший председатель Усть-Сысольской земской уездной управы, ставший чиновником особых поручений по земским и городским делам при Временном правительстве Северной области, эсер Степан Латкин.
Массовых репрессий в отношении тех, кто сотрудничал с большевиками, Латкин не производил. В тюрьме за время пребывания белых у власти содержалось от 50 до 100 арестантов, большей частью уголовников. Никто не был расстрелян.
Через две недели белых выбили, после чего началось большое расследование в отношении тех, кто помогал белым. Приговоры, однако, вынесли по тем временам довольно мягкие – один-два года исправительных работ.
6 февраля 1922 года большевистская власть упразднила органы ВЧК, что вовсе не означало прекращения политических репрессий. С ноября 1923 года этими функциями наделили Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете народных комиссаров СССР. Почти сразу же был образован Коми областной отдел ОГПУ. И занимал он уже не только бывшее монастырское подворье, но и двухэтажный деревянный дом напротив.
По мере нарастания политических репрессий рос и аппарат областного ОГПУ, а потому вначале 1930-х гг. он перебрался в двухэтажный кирпичный дом с флигелем по улице Набережная (ныне Кирова). Это здание было построено в 1878 году и до революции принадлежало купчихе Суворовой. В 1918 году его национализировали, купчиху выселили и поначалу разместили в нем областной отдел землеустройства и магазин. После переезда туда чекистов к флигелю сделали пристройку, где разместили хозяйственные помещения и внутреннюю тюрьму ОГПУ-НКВД. Она была маленькой – на 20–25 человек, поскольку большинство арестованных пребывали в городской тюрьме, а сюда их привозили на допросы. Для этого была оборудована специальная комната. В ней нет следов от нар, но сохранился след от вмонтированной в пол табуретки. Есть сведения, что во дворе несколько раз производились расстрелы. Там уровень земли ниже, чем на улице, и получается довольно-таки глухое место, а потому горожане могли не слышать выстрелов.
В 1934 году ОГПУ и НКВД объединили. Разросшийся аппарат репрессивных органов Коми автономной области уже не помещался в доме купчихи Суворовой. И тогда разобрали стоящий рядом бывший дом купцов Сухановых, и на его месте в 1939 году по проекту архитектора Алексея Зикеева построили огромное здание с восьмиколонным портиком.
Хотя Сыктывкар, в отличие от большинства городов Коми, не имеет обширного ГУЛАГовского прошлого, лагерная история Коми края начинается с его столицы. Еще в 1925 году в 15 км от города на площадках лесничеств появился первый лагерь, получивший наименование Верхне-Човская исправительно-трудовая колония (ИТК).
Спустя четыре года в здании на месте нынешней бани №3 по улице Набережной разместили Управление северными лагерями особого назначения (УСЕВЛОН). Перед этим учреждением была поставлена задача: изыскание и организация добычи нефти в районе Ухты, а также строительство железной дороги Пинюг – Усть-Сысольск, призванной связать Коми край с центральной частью СССР.
В том же году на городской окраине примерно на месте нынешнего республиканского стадиона был создан лагерный пункт. За высоким деревянным забором, обнесенным колючей проволокой, разместили склады, мастерские и бараки для зэков.
УСЕВЛОН в столице Коми просуществовал недолго. Уже через год управление северными лагерями перевели в Котлас. А в 1934 году по настоянию Сыктывкарского горсовета закрыли и лагпункт.
Железную дорогу так и не возвели. Она была готова на 80%, когда всех трудившихся на этой стройке заключенных перебросили на сооружение Беломоро-Балтийского канала. Местные власти попытались достроить дорогу собственным силами, но у них ничего не вышло.
Сыктывкарскую тюрьму №1 в начале 1970-х гг. ликвидировали и снесли. Теперь на ее месте располагается здание Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Коми. Не сохранилось ни одного барака Верхне-Човского ИТК, однако сама колония по-прежнему жива, но только под другим именем – ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
А на месте Скорбященской церкви, некогда переоборудованной в пересыльный пункт, в 2000 году открыли Часовню-мемориал памяти жертв политический репрессий.
Война религий из ВЕЛИКОГО города.
Паразиты всегда конкуренты!)))
А началось вс
Война религий из ВЕЛИКОГО города.
Паразиты всегда конкуренты!)))
А пришла тьма со стефаном крапом...
"Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом,..."
У зырян есть свой и особо чтимый Святой, свой заступник на небе - Стефан Велико-Пермский. При жизни он защищал зырян, помогал в голодные годы, заступался за них от сильных мира сего. И зыряне чтут его и любят.
Тюрьмы — вещь необходимая в государственном хозяйстве.
Давно пора закрыть все тюрьмы, колонии и лагеря в Коми.
Иностранцы должны отбывать наказание на великой родине, а не оставаться и не рецидивить в Коми.
В Коми должны отбывать наказание, только жители Коми.
Должны отбывать, но не отбывают. Вова же не отбыл. И Спиря не отбыл. Это несправедливо, а ты молчишь в тряпочку. Кто ты после этого?
Справедливо - это когда по преступлениям законов природы.
Нарушение людских законов иногда даже справедливо, особенно в имперских системах людского сообщества. И наоборот - почитание людских и импреаторский законов является преступлением законов природы (физики).
Ну просто же всё для человека разумного....
Так ты о какой спраВЕдливости? )))
У зырянина же есть в санях и табак листовой, крепкий, есть и нюхательный, который самоед тоже ест, есть и усладительный другой полштоф, есть и мука. Самоед ждёт, не угостил ли ещё его зырянин; но зырянин тоже ждёт, когда самоед разохотится и отводит разговор. - А что, как ныне охота?- добирается зырянин до дорогих шкур песцов, лисиц и куниц. Самоед показывает спрятанные шкурки, а зырянин тащит новый полштоф и за него требует уже денег. У самоеда же нет денег, он и отдаёт стоящее 10 штофов за штоф; а спустя 2-3 часа самоед запрягает своих же оленей в свои же сани и помогает зырянину погрузить весь свой запас дорогих шкурок.Он рад несказанно, что зырянин оставил ему ещё штоф, что есть у него соль, мука. Провожает он зырянина целуя и обнимая. А зырянин едет к другому чуму, там он израсходует ещё несколько штофов из своего бочёнка, ещё оберёт самоеда на сколько хватит сил и затем потащится к другому чуму, пока не опорожнит весь бочёнок. Самоед же проснётся в снегу валяясь возле чума и иной пожалеет, что не взял у зырянина штоф про запас, а другой смекнёт что его обобрали, но делать нечего, одно остаётся, либо идольчика сечь, либо жену колотить.Но придёт через месяц, два, три, опять другой гость - рыжий зырянин и снова он так же оберёт самоеда, и самоед, любя водку, готов снять с себя савик. Любя водку он пропил и свои многотысячные стада.
То есть, если, например, тебя, Зöрян, ограбят, изнасилуют или изобьют, то это не будет преступлением по законам природы, да? Ну, если тебе так нравится, то и хорошо, кайфуй на здоровье. Только не навязывай свой кайф другим.
Любой вид насилия - преступление законов природы (физики).
Поэтому любой чиновник или служка государев творит насилие,а ПО ЛЮДСКИМ ЗАКОНАМ это не преступление, то по законам природы оно все равно является отступлением и наступает ЛОГическое ЗАКОНО_МЕРЪное наказание.
Так,что не переживай. Каждый получит только свою награду.Неизбежно.)))
" Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму."
"Вас смущает, что Я отвергаю учение фарисеев о преданиях, к которым вы так привыкли; но ведь это учение человеческое, оно не от Бога исходит, оно даже явно противоречит воле Божией и потому не может устоять перед истиной."
Исторический обзор без современности неполон. Что за колонии теперь в городе есть, скольуо там контингента и персонала, какой бизнес и в каких объёмах ведут? Разве это не важно? ... Важно!
Зыряне вот, дприхлда религий из великого города - ни рабов не имели, ни тюрем. И даже не казнили никого ни разу. Перед убийством зверя просили прощения. И даже у дерева перед рубкой.
По законам природы (физики), а не по РОМейскому порядку-уставу и религии для паствы ...)))
Без рабов, без тюрем, без религии... Дикие люди 🤣🤣🤣
Точно. Дикари.)))
Не то, что высокообразованные и крещенные с младенчества аристократы.)))
От зырян, от образа жизни их до того веет свежестью и юностью первобытного народа, что если бы какой-нибудь славянин времён Олега или Игоря Святославовича ожил теперь и очутился бы среди зырян, то он подумал бы, что спал не столетия, а всего несколько часов. Леса громадные, болота топкие отделяли их от русского мира и защищали от нападений и от резких влияний его культуры.
Грозная природа зырянского края и разновидность их племени, надолго задержали умственное развитие зырян. Слабые по численности, рассеянные по огромной территории Северо-Восточного края Русской земли, зыряне долго и бесплодно убивали свои разрозненные силы в борьбе с природою,- пока, наконец, не появились среди их русские, значительно увеличившие собой население тамошней страны и внесшие свежие силы в ряды мужественных борцов с северною природою. Без сомнения зыряне окончательно сольются с русским народом и воспримут всю их образованность- и тогда, нужно думать, поборют и суровую природу печорской страны, как некогда поборол русский столь же грозную природу на всей великой и обширной русской равнине. ( Народы России. Этнографические очерки. 1878 год)
Ассимиляция нерусских народов - официальная политика царской России и негласная - в нынешней. Чем и усердно занимается Русский-на-Севере.
Существенным фактором ассимиляции являются межэтнические браки. И насколько усердно, по твоему, Русский на Севере этим занимается? :)
Не слышали, что он многоженец. С его слов, он в браке с одной женщиной, которая его кормит и поит, холит и лелеит. И вообще, пусть расскажет, как его старшие родственники оказались в столице ГУЛАГа Ухте?
То, что у него любящая жена есть, он сам писал, читали, а что он многожонец это ты на ходу придумал? Где сплетни о человеке собираешь? Некрасивенько привирать. Поганенько. Значит и усердного участия он не принимает в ассимиляции не русского народа, получается и тут ты соврал и глазом не моргнул? Опять некрасивенько и поганенько поступаешь.
Вот и Вова Е. частенько пишет: "поганый у нас народ".
Не один раз замечал, что у тебя проблемы с русским языком. Он, по всей видимости, тебе не родной. На румынском с тобой в детские годы разговаривали?
Кстати. Ни разу ты не писал, что жена любящая. Что кормит -да, что поит - да, но никогда -что любит.
Ты не юли, а отвечай за свои слова.
Существенным фактором ассимиляции являются межэтнические браки. И насколько усердно, по твоему, Русский на Севере этим занимается? Или он как-то по другому ассимилирует не русских людей?
Ассимилировать можно и капая на их мозги. "Русский" не этим занимается?
В царской России, как уже писал, ассимиляция нерусских народов была официальной политикой. Чиновники основным инструментом в этом считали школу и церковь.
Говоря о равнодушие Пермского народа к целомудрию мы обещали рассказать подробнее об этом племенном пороке. Вот факты. Из всех уездов Вологодской губернии, самое большое число незаконнорожденных встречается в Устьсысольском уезде, который сплошь заселён зырянами. В 1864 году за Устьсысольским уездом следует Яренский,часть которого уже обрусела, За Яренским - Сольвычегодский уезд, а за ним ранее обрусевшие Вельский и Некольский. И это когда христианская нравственность имеет большое влияние на Зырян.
Водки в деревнях по верховью Печоры пьют мало и той, тайной, продажи вина, которая в других местах Печорского края развита также сильно, как и всюду в России. В других местностях Печорского края пьянство существует такое же, как и по всей российской империи: умеренное употребление вина крайне редко, а обычно крестьянин либо-пьяница, либо-не пьющий.
Вот к примеру всё о том же пьянстве среди Зырян. Аврамов, с Устьвыми ( зырянский патриот), пишет с пристрастием, возможно предвзято, что все кабаки заняты зырянами, пропивают и деньги и вещи. Пишет о массовом пьянстве зырян, как мужчин, так и женщин. Тот же Аврамов утверждал, что одна обрусевшая Зырянка, за несколько поднесённых ей рюмок, предлагала своих взрослых дочерей к услугам.
Как же твоих старших родственников занесло на землю такого порочного народа? Не за грехи ли?
Этому способствовала вся мудрая политика Коммунистической партии по национальному вопросу, задачи которой на X съезде КПСС были сформулированы следующим образом: «...помочь трудовым массам не великорусских народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им:
а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов;
б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей
местных, знающих быт и психологию местного населения;
в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке;
г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке (...) для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения».
Ты уже где-то писал, что в Коми культура пришла с зеками.
Порочным был народ в Содоме и Гоморре, нынче наверно в мегаполисах. Что до алкоголя и прочих веществ, Опиумные войны были относительно недавно, и Российская империя поддерживала этот конфликт. Да,комос в Греции пьяные балагуры.
К чему на еврейские мифы кивать, когда намного интереснее познавать за жизнь народа родной земли. Но очень заметно, что не любите вы вспоминания были прежних лет. А надо.
Ой, не надо. В интернете о нравах славянских народов до их христианизации материалов, пожалуй, будет поболее. Читай, только не ленись.
К чему на еврейские мифы кивать, когда намного интереснее познавать жизнь языческих славян-предков русских. Но очень заметно, что не любите вы вспоминания были прежних лет. А надо.
Снохачество в русских семьях было распространено вплоть до самой Октябрьской революции, так что язычество ни при чем.
Про всяких казаков писано, сказано и фильмов снято. А ведь и не знают многие люди, что и Коми край славился своими, родными коми казаками. Правда лжезырянин долго это скрывал, но тайное частенько становится явным. Сбежал лжезырянин от этой темы, слился. Не хочет признавать того, что сам пропагандировал долгое время. Злит его, что коми казаки служили царю, что были зыряне батраками, сбродом и грабителями в карательных отрядах.
КАЗАК- это батрак, наемник.
казакӧ медасьны — наняться в батраки;
казакын овны — жить в батраках.
"...были зыряне... сбродом и грабителями в карательных отрядах."
У взрослых людей принято давать ссылки на факты или ссылки на свидетельства. Что-то не верится, что у тебя есть личный опыт, когда тебя в Ухте грабили карательные отряды из зырян.
Читай, на здоровье, кем считает казаков Зырян-язычник. А может это ты и писал, кто вас анонимных коми троллей разберёт. )
https://www.bnkomi.ru/data/news/20102/
Ой, как смешно. Какое отношение твои казаки имеют к коми казакам, участвовавшим в колонизации Сибири и Дальнего Востока? Тех и других называют казаками, больше общего ничего нет. Лучше расскажи, как твои старшие родственники "залетели" к нехорошим коми.
Да хоть закатись от смеха. Если лжезырянин навешивает ярлыки на всех казаков, в целом, не разбираясь в деталях, то тоже самое, что он говорит о иных казаках проецируется и на коми казаков. Коми- казаки такой же сброд, грабители, наемники, готовые на всё, за бабло даже родную мать наказать. :) Поураганили коми казачки, пограбили тоже на славу. Вот некоторые моменты их деятельного разбоя.
1642
– Под руководством коми землепроходца Д.М.Зыряна была открыта река Алазея. Для путешествия
казаки сделали на реке Индигирке два коча и «пошли на тех кочах вниз тою Индигирскою рекою
до моря и шли 2 недели». Когда суда вышли в Северный Ледовитый океан, Зырян приказал
повернуть на восток. Вскоре, через два с половиной дня морского плавания кочи вошли в устье
Алазеи. Жившие в низовьях реки юкагиры встретили путешественников враждебно: «...в ясаке
отказали и по обе стороны Алазейские реки обошли, и учали... с обоих сторон стрелять».
Несколько казаков было ранено. Из-за малочисленности своего отряда (15 человек) Дмитрий
Зырян решил направиться в более спокойные места, и казаки поплыли вверх по реке. Добравшись
до леса, они построили острог и зазимовали в нем. Это было первое российское поселение на
Алазее.
1643
– Отряд казаков под руководством Д.М.Зыряна, С.И.Дежнёва, М.Стадухина открыл реку Колыму.
Спустя некоторое время казак И.К.Белян рассказывал об этом путешествии: «Зделав коч...
поплыли вниз по Алазейке и вышли на море, и морем шли две недели, и пришед... на Ковыму
(Колыму) реку, и по Ковыме шли вверх 12 ден... и острог и зимовье на Ковыме поставили...».
Другой казак сообщил, что «Дмитрий (Зырян) дошел здорово до Ковымы реки и аманатов
ковымских поймал, и многих побил, и государев ясак взял». Ранее так далеко на восток российские
землепроходцы еще не заходили.
Казак всё бы ладно, только не было и нет у коми казаков, коми они только на собственной земле, в Сибири они уже русские казаки, зыряне, но не коми. Мышление всё таки командное вырабатывается.Да,если человека изуродовать, он меняется неотвратимо, система такова.
Так и я за то. Ещё как ладно, просто " картина маслом". Теперь можно смело напоминать Зырику, что и в истории зырян (коми) были батраки в услужении государя, батраки, разбойники. Пропали они из Коми земли , это верно, осели на чужих землях. Так на то они и казаки, хоть и коми.
Немного неправильно ты это интерпретируешь, коми сам себе государь, на своей дороге, и разбойник в основном косолапый. Те которые в услужении уже не коми, а на своей тропе мало дураков в услугу пойдёт.Да, обрусели многие,немудрено под игом иезуитским,но не все.
Ты хоть как интерпретируй, а исторический факт есть. Коми казак существовал. Коми казак был царским батраком, наёмником за деньги, который грабил и убивал инородцев и селился на чужих землях. Это такой же факт, как и тот, что ижемские зыряне облапошивали "детей тундры", самым циничным способом.
Запомни, Олёлёшка, у медали всегда две стороны.
Ох деревня, забыл сказ как Иванушка из копытца выпив козлёночком стал, это ж намёк. Настоящий айка скорее грабить будет, чем в шныри пойдёт. Таких во все времена мало, ну а челядь боярская с холопской сущностью в лесу поодиночке не гуляет. Да, ижемские зыряне во многих случаях сами коренные дети тундры.
В шныри к Государю, как видим, охотно шли и коми. Коренные дети тундры - самоеды, которых обирали ижемцы: зыряне и некоторые русские.
1587
– Основан город Тобольск, ставший столицей Сибирского края. В новый город были переселены
50 семей вычегодских и вымских коми. Летопись рассказывает: «Лета 7095 (1587 г. – авт.) князь
великий Феодор повелел взяти в новый городок Тобольск из вычегодские и вымские пермяки в служилые люди пять десят и с жоны и с детми, а подможные им от земских по 20 рублев ежелет». В начале XVII в. одна из улиц Тобольска носила название «Зырянская». На ней располагались дворы казаков Ивашки Вычегжанина, Томилки
Вычегжанина и других. Во второй половине XVII в. в Тобольске жили стрелецкий пятидесятник
Васька Зырян и десятки служилых и посадских людей из Коми края: Якушко Вычегжанин, Марк Зырян, Савка Зырян, Васька Пуртов, Семейка Юркин, Тимошка Лузенин, Федька Сысолетин, Васька Выметин, Федька Чупров и другие.
Тексты, которые ты постишь, известны и доступны. Ты, дружок наш, лучше бы рассказал как твои старшие родственники оказались в Ухте? По своей ли воле или привезли их?
Очень замечательные книги, превосходные тексты и отрывки, прекрасная, профессиональная подборка информации, без купюр. Хорошая работа.
Если откровенно, лично я считаю что обрусевших коми в РФ не меньше 10 миллионов человек. Более того среди современнных жителей коми глубинки настоящих коми очень мало, дай бог если будет тумен по всей республике.Да, евреи и то выходцы из Коми, древний народ кемиты обосновавшийся в дельте реки Асва, горном притоке Нила.
Таким больше подходит определение -янычар.
Но как старшие родственники оказались в Коми всё равно не скажу? Так?
Ивана Купала. Отрывок из Андрей Рублев.
https://www.youtube.com/watch?v=uq_YTSypmM8
Уж скоро полночь, а Германа все нетууу...