Недавно я отправила свою небольшую статью по репрессиям периода ВОВ в отношении граждан СССР немецкой национальности для публикации в сборнике Гороховских чтений, которые организовывает Исторический музей Челябинской области. Тема в этом году 75-летие Победы. С самого начала я понимала, что моя статья не устроит победобесное сознание некоторых членов оргкомитета. Так и вышло. Мне отказали в ее публикации, времени для внесения разумной правки не дали. Вот еще - портить тему победы какими-то немцами. Какие это еще репрессии там, где доблестные советские солдаты победили фашизм?!
Но вам-то мне никто не запретит рассказать об очередном изученном мной архивно-следственном деле по репрессированным немцам, хранящимся в Областном государственном архиве Челябинской области.
Это дело в отношении семи трудмобилизованных немцев, работавших в «Челябметаллургстрое» НКВД СССР. Пятеро из них: Кистер Яков Филиппович, 1910 г. р., работающий токарем, Сайбель Роман Филиппович, 1910 г. р., - тракторист, Кайзер Иван Георгиевич, 1908 г. р. - электрослесарь, Сайбель Александр Филиппович, 1911 г. р. - слесарь, Шмидт Яков Августович, 1908 г. р.- линейный слесарь, - уроженцы с. Надеждинка Боровского района Кустанайской области. Другие двое - Шрейнер Фридрих Каспарович, 1913 г. р. - тракторист, и Беккель Рудольф Александрович, 1921 г. р. - слесарь, - уроженцы с. Красный Яр Саратовской области и с. Десятириновка Омской области, соответственно.
Все они были арестованы в декабре 1943 года оперативным отделом ЧМС НКВД, а 12 февраля 1944 года Особым совещанием при НКВД СССР были осуждены к лишению свободы сроками от 8 до 15 лет. Обвинялись они в контрреволюционной деятельности.
«В беседах с трудмобилизованными немцами высказывали недовольство в связи с мобилизацией в трудармию и неверие сообщениям Совинформбюро об успехах Красной Армии на Советско-германском фронте, а также восхваляли немецкую власть», - говорилось в обвинительном заключении.
Беккель дополнительно обвинялся в том, что в августе 1941 года в период 10-дневного плена под г. Белая Церковь Киевской области был завербован военной немецкой разведкой в качестве «агента по разложению».
В заключении же следователя УКГБ по Челябинской области Иванова от 1970 года сказано, что большая часть свидетелей показаний вообще не давала, а подписи были поддельными. Не поддельными оказались показания только свидетелей Зелих, Левицкого, Симоненко, которые утверждали, что обвиняемые специально плохо ремонтировали трактора.
В 1943 году все арестованные подали жалобы о применении к ним моральных и физических мер воздействия со стороны капитана Шевченко с целью выбивания явок с повинной.
К моменту реабилитации только трое осужденных были живы. Каспер умер в Караганде от последствий болезни, полученной при отбытии наказания, в 1949 году, Шмидт умер в Ивдельлаге в 1944 году, Шрейнер - там же в 1948 году, Беккель умер за три года до реабилитации в г. Красноярск, где остался жить после отбытия наказания.