Весной для казаков приняли отдельный федеральный закон. В нем заложены основы новой стратегии госполитики в отношении казачества
Казачий генерал, атаман Росвоска по ЦФО Валерий Камшилов считает:
- Документ разработан с учетом предложений казаков, он учитывает только интересы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов власти регионов.
Стратегия так и не заложила концептуальную основу дальнейшего развития и консолидации российского казачества. Казаки не принимали участия в согласовании и доработке этого документа, тесным междуусобчиком, опять что-то напринимали, и все.
Прежде всего не сформирован эффективный механизм привлечения казачества к государственной и иной службе, к решению государственных задач на основе общественно-государственного партнерства в интересах национальной безопасности.
Законодательно не закреплены полномочия казачьих обществ по охране различных объектов, участие военнообязанных членов войсковых казачьих обществ в проведении ежегодных военных сборов и другие.
- В стране зарегистрировано и осуществляют деятельность свыше 2,5 тысячи казачьих обществ. Толку от них никакого. Основная масса казаков ни как не контактирует с этими искусственными образованиями, возглавляют которые недопенсионеры из разных силовых структур. Хорошо, если их имена знают, а большей часть казаки даже и не видели этих чиновников, посаженных на казачьи должности.
- До 1996 года диалог государства и казаков можно назвать плодотворным. Были приняты определенные нормативные документы, в частности закон «О реабилитации репрессированных народов», постановление ВС РФ «О реабилитации казачества». В местах компактного проживания казаков (на Кубани, на Дону и так далее) при администрациях самого разного уровня появились советники по казачеству, войсковые, окружные, станичные и хуторские общины. Они занимались реальной работой — воспитанием молодежи, подготовкой казачьих воинских подразделений, работой на земле. Существовала единая форма регистрации казачьих объединений в Минюсте России. Эта была мощная сила, стержень стабильности и порядка в местах компактного проживания казаков.
Потом появилась новая идеология, которая в том числе отражена в стратегии, нацелена на разделение реестрового и нереестрового казачества в различных направлениях деятельности.
В 1996 году вышел указ президента «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы». Этот документ положил начало расколу казаков на так называемых реестровых и общественных. Причем вот эти иные общественные формирования самостоятельно занимаются сохранением традиций, оказывают гуманитарную помощь братским народам ближнего зарубежья. Это те казаки, которые не вошли в госреестр или, наоборот, по каким-то причинам вышли из него. Такое деление нанесло вред не только казакам, оно нанесло вред и государству.
Новая идеология должна быть нацелена на единение реестрового и нереестрового казачества в различных направлениях деятельности. Об этом говорит и новый председатель президентского Совета по делам казачества, помощник президента России Анатолий Серышев.
Но каким образом это будет делаться, непонятно и ответа в документе не найти.
Полпред Совета атаманов России генерал ФСК, атаман Уральского казачества Геннадий Ковалёв:
- В рамках Совета атаманов России и нереестрового Казачьего Росвойска, мы создаем свое пространство, в котором казаки забудут о былых распрях и недомолвках, которые существуют между нами. Надеюсь, что те механизмы, которые мы сегодня создаем, помогут возродить казачеству единство, былую честь и славу.
- Один из наших приоритетов стратегии — работа с казачьей молодежью, обеспечение преемственности поколений. Большую работу в этом направлении проводит казачий полковник Пётр Молодидов.
Молодые казаки участвуют в поисковых экспедициях, спортивных соревнованиях, туристических походах, фестивалях, показательных выступлениях, играх. Также помогают ветеранам Великой Отечественной войны, берут их под свою опеку; проводят конференции и форумы, посвященные памятным датам донского казачества. Эту работу будем развивать по всей стране.
Мы — единственные, кто разработал Войсковой устав казачьей службы — это начало, основа для разработки закона о российском казачестве.
Только Единый устав позволит прийти к консенсусу и создать действительно работающий закон о Казачестве.
Справка: Закон «О российском казачестве» рассматривался Государственной думой еще в 1997 году и был принят в третьем чтении большинством голосов. Однако внутриказачье размежевание на «реестровых» и «общественных» послужило главным препятствием на пути принятия этого закона. Совет Федерации учел ходатайство Общественного совета атаманов войсковых казачьих обществ, и на заседании 4 июля 1997 года большинство проголосовало за отклонение закона «О казачестве». Вслед за этим из представителей Государственной думы, Совета Федерации и администрации президента РФ была сформирована согласительная комиссия по доработке закона.
Валерий Розанов, координатор ЦФО по работе казачества со СМИ