В Ассоциацию адвокатов России за права человека поступило обращение от руководителя компании «Криорус» Валерии Прайд, рассказавшей о случае применения карательной психиатрии в отношении одного из клиентов компании в городе Оренбурге. По словам Валерии Прайд, речь идет об исчезновении Игоря Д., которому угрожает карательная психиатрия со стороны дальних родственников, претендующих на наследство его родителей и настроенных против криосохранения Игоря и его родителей, один из родственников — профессиональный психиатр.
Как рассказала Валерия Прайд, договор с Игорем Д. был подписан на оказание криосохранения таким образом, чтобы сохранен был один из троих членов семьи в случае смерти – отец, мать либо сам Игорь. После того как дальние родственники, не являющиеся наследниками первой очереди, узнали о возможности сохранения родных, Игорь Д. сначала исчез со связи, а впоследствии с компанией «Криорус» связался мужчина, представившийся родственником Игоря и звонивший с личного номера Игоря Д., и заявил, что он просит расторгнуть договор и вернуть оплаченные Игорем денежные средства за криосохранение в связи с тем, что Игорь помещен в психиатрическую клинику, пояснила Валерия Прайд.
Комментарий Марии Архиповой (Баст), председателя Ассоциации адвокатов России за права человека:
- Оренбургский случай – это средневековая борьба со знаниями, сжигание ведьм в XXI веке, препятствование людям с научным мировоззрением, сторонниками развития науки и прогресса. Буквально неделю назад мы заявили, что в России необходимо принятие закона «О крионике и крионической деятельности». И эта история – очередное подтверждение тому, что закон нужен. При принятии закона «О крионике…» человек бы мог сослаться на закон и родственникам ничего бы не оставалось, кроме как довольствоваться своим дальним родством. Закон необходим в первую очередь для реализации права человека быть сохраненным, криосохранение должно быть признано правом, во-вторых, чтобы положить конец подобным историям, когда в погоне за наследством родственники идут на любые ухищрения, чтобы не позволить сохранить человека. Закон бы определил статус человека, находящегося в стадии криосохранения, и вопрос о наследстве также был бы снят - мы предлагали передавать имущество в управление государству. Более того, заключение договора о крионировании и желание жить не является проявлением какого-либо психиатрического расстройства и не является основанием для помещения человека в психиатрическую лечебницу и для установления диагноза. Крионирование в России не запрещено и имеет широкую практику применения. Законных оснований для госпитализации человека, заключившего договор на крионирование, нет. Мы имеем дело с преступлением, незаконной принудительной госпитализацией или, проще говоря, – со средневековьем. И скорее всего, использование средневековых методов для захвата чужого имущества.
Как заявили в Ассоциации адвокатов России за права человека, специалисты подготовили соответствующие заявления в прокуратуру, Следственный комитет и уполномоченному по правам человека в связи применением карательной психиатрии в отношении дееспособного Игоря Д.