В Беломорске построен защитный павильон «Бесовы следки». Это такое двухуровневое здание накрывшее скалу, на которой как раз и выбиты наскальные рисунки, позволяющие представить духовный мир древних людей, обитавших в IV–III тысячелетиях до нашей эры в этих местах. Это чудо, что запечатленный на камне мир давней-предавней эпохи не пропал, не исчез за прошедшие тысячелетия (!) и мы, живущие в XXI веке, все это видим. Я конкретно прикоснулся к рисункам в первых числах октября, в прямом смысле прикоснулся, не утерпел.
Для тех, кто не был в Беломорске и не видел наскальных рисунков, скажу, что тут две самые ближайшие от автомобильной дороги первобытных «экспозиции» (а их гораздо больше, это и петроглифы на Залавруге, и на островах реки Выг, и вблизи деревни Выгостров, и др.). Одну из картин на скале как раз и накрыли павильоном, она прямо подле трассы находится. А до второй экспозиции — под открытым небом — надо идти примерно полтора километра от трассы Сосновец-Беломорск в глубь леса, где сейчас строители дорогу делают, часть которой можно будет на машине проехать, а вторую часть пешком пройти, преодолев протоку Кислый Пудас (новый мост построят).
Я сначала добрался до открытой скалы, пройдя те самые полтора километра (меньше) по осеннему лесу. Красота неописуемая. И мне, точнее нам, ездил я с Геннадием Мазовым, повезло с погодой (не было дождя) и со временем суток повезло. Утро зачиналось, воздух стоял прозрачен, и от того скальные рисунки контрастно открылись на свету. Мы ходили по скале, всматриваясь в каменные рисунки и радуясь каждой находке. Для меня это было своего рода узнавание или даже — вспоминание. По предмету археологии на первом курсе историко-филологического факультета Петрозаводского университета мы самым тщательным образом исследовали петроглифы, на картинках. С тех пор я, историк, живущий в Карелии, ни разу не видел живьем творчества древних людей. Каюсь, но так уж случилось. И потому для меня все увиденное на Беломорских петроглифах — чудо. Знаемое. Теоретически. Но прежде невиданное мною.
Мы с Геной долго бродили по каменному веку. Не спешили. Кружили над петроглифами, не наступая на них, обходя их, сидя на корточках, разглядывая рисунки в упор. Теперь могу не без гордости сказать: я видел петроглифы. Рукой их гладил, пальцами погружаясь в выемки наскальных рисунков (очень бережно, еле-еле прикасаясь, понимая, что это уникальное художественное и мировоззренческое наследие человечества).
А в археологический павильон мы попали уже ближе к вечеру. Он еще не работает. Строители довершают какие-то дела. Где-то окна ставят, лифт еще не действует, экспозиция в стадии установки. Но главное, скала с рисунками — вот она, ходи (над ней), смотри. Перед нами строящийся объект осматривала правительственная делегация и мы совершенно случайно оказались следом за ними, а то бы наткнулись на закрытые двери павильона. Опять повезло.
Благодаря столетнему юбилею Карелии, комплекс петроглифов «Бесовы следки» приобретает новое экскурсионное дыхание. Причем, есть основание говорить, что в перспективе он может стать археологическим объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Наскальным рисункам 4,5–5,5 тысяч лет. Уже как два года, с 2018 г., Беломорские петроглифы включены в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заявка рассматривается.
Заранее готовясь к будущему потоку туристов к беломорским петроглифам, здесь строятся объекты инфраструктуры. Дорога к петроглифам Залавруги (840 метров, ее планируется сдать в июле следующего года). Новый мост через протоку Кислый Пудас построят. В планах возведение визит-центра с кафе, конференц-залом на 150 человек и гостиницей. В общем, большие планы и нет сомнений, что все они будут реализованы.
Надо ехать в Беломорск. К петроглифам.