Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Как живут причерноморские шапсуги

Как живут причерноморские шапсуги

Андрей Бабушкин
Андрей Бабушкин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

12 сентября 2020 года я посетил места компактного проживания коренного малочисленного народа Краснодарского края шапсугов, а также места, где ранее проживал другой адыгский народ - убыхи. 

Кто такие шапсуги

Шапсуги являются одной из семи адыгских народностей и народов наряду с адыгейцами, абхазами, кабардинцами, черкесами, абазинами и убыхами.

Правительством Краснодарского края предпринимаются значительные и существенные меры по поддержке шапсугов.

Согласно данным регионального мониторинга, численность причерноморских шапсугов составляет около 10 тыс. Кубанские шапсуги населяют четыре аула в Адыгее. Их численность составляет 5400 человек. Указанные данные превышают данные переписи 2010 года более чем в три раза.

В крае действует две шапсугские организации – краевая «Адыге хасэ» и Центр национальной культуры причерноморских адыгов-шапсугов «Шапсугия». Тиражом 4000 экз. организацией «Адыгэ Хасэ» издается ежемесячная газета «Шапсугия». В Лазаревском районе г. Сочи действует Центр национальных культур, где действует также и Центр адыгской культуры.

Одним из мест компактного проживания причерноморских шапсугов является аул Агуй-Шапсуг. В а. Агуй-Шепсуг проживает более 2500 шапсугов. Это крупнейший шапсугский аул и крупнейший аул на берегу Черного моря. 

В годы ВОВ 210 человек ушло на фронт из а. Агуй-Шапсуг. Из них 116 человек погибло.

Музей быта а. Агуй-Шапсуг был создан на базе местного дома культуры в 2014 году на грант администрации края.

Посетителям музея демонстрируется убранство мужской и женских частей дома Обязательная принадлежность мужской части дома является циновка на стене, на которой размещается то самое ценное, что есть у мужчины: сабля, ружье, музыкальный инструмент и т. д.

Обязательной частью очага является надочажная цепь, которая называется лъхъуч. Если семья переезжала на новое место, то эту цепь забирали с собой.

Другим экспонатом музея являются макеты хатияку - специального атрибута тамады шапсугских застолий. Хатияку делалась из палки, к которой прикреплялись нити, на которые нанизывались орехи. Взмахами хатияку тамада руководил застольем. 

Аналогичный атрибут удж бэщ изготавливался с использованием 300 орехов и предназначался для самого старого участника свадьбы.

В музее установлена сушилка для фруктов и сыра и шапсугская печь, которую топили, затем убирали из нее золу и вставляли хлеб и другие изделия, которые надо было испечь.

Кроме него в ауле находится еще один музей – традиционный шапсугский дом с хозяйственными постройками. Характерно, что все окна дома выходят во внутреннюю часть двора. Одной из экспозиций музея является выставка восковых фигур. Увидеть ее можно только в холодное время года.

 

Основной специализацией аула было выращивание ореха фундук. Однако в настоящее время практически все земли вокруг села находятся в распоряжении крупного агрохолдинга. В результате этого жителям села не выделяются земли для индивидуального жилого строительства.

Здание школы в с. Агуй-Шапсуг построено в 1929 году. К зданию школы дважды делали пристройку. В 1960 году жителям села обещали построить новую школу. За это время количество учеников школы выросло с 40 до 145 человек. Здание школы устарело и физически и морально.

Аул Большой Кичмай также является местом компактного проживания шапсугов. Для туристов организована оригинальная программа, которая предусматривает посещение музея, священного для шапсугов тюльпанового дерева, чайной плантации водопадов и т. н. вечерки - представления, проводимого в большом зале на 300 мест, где посетители ужинают и смотрят представление на сцене, где звучат песни и шутки ведущего, разворачиваются танцы. Данная программа является лучшим продуктом этнографического туризма, который я видел в нашей стране.

Проблема изучения языка

В шести школах Туапсинского района преподается адыгский язык. В школе Агуй-Шапсуга он преподается в 5–8 классах как предмет. Язык изучает всего лишь около 300 человек. В школах работают шесть преподавателей адыгского языка. 20 человек из двух районов за счет бюджета края были направлены в Адыгею для переподготовки как учителя адыгского и русского языков.

 
 
 

В а. Б. Кичмай и а. Хаджуко с 1 по 9 класс по два часа изучается адыгский язык. Однако во многих местах проживания шапсугов адыгский язык не изучается. Так, в поселении Новомихайловском проживает 800 шапсугов. Всего в поселении работает четыре школы. В ауле Псебе проживает 490 человек, из которых 80% являются шапсугами. Не доезжая аула находится священное дерево. До 1995 года в Псебе изучался адыгский язык, однако в настоящее время из-за отсутствия преподавателя родной язык не изучается.

Проблемой аула Б. Кичмай необходимо строительство нового клуба, так как действующий клуб был построен в 1924 года и закрыт, как аварийный.

Проблема изучения шапсугского диалекта адыгейского диалекта. Шапсугский диалект адыгского языка в школах не изучается. По-видимому, на шапсугском диалекте был издан только «Нартский эпос». Псебинский поддиалект, диалект аула Агуй-Шапсуг и поддиалект аула Б. Кичмай отличаются друг от друга. Учебников шапсугского диалекта нет. Преподаватели шапсугского диалекта не готовятся. Часть родителей готовы, чтобы их дети изучали родной язык. Если письменность адыгского языка включает в себя 64 буквы, то для записей шапсугского диалекта требуется дополнительно еще два знака, так как шапсугский язык включает в себя дополнительно два звука:

  • Графическое написание — Гь (адыгский — отсутстсвует, шапугский — Гь);
  • Графическое написание — Кlь (адыгский — че, шапугский — кэ (с выдыханием)).

Рекомендации

На основании изложенного рекомендуется:

Внести в адресную инвестиционную программу развития Краснодарского края на ближайшее время:

  1. Строительство нового здания школы в а. Агуй-Шапсуг.
  2. Разбить на месте старой кладовой, находящейся в собственности ЗАО, на участке, находящемся по адресу: а. Агуй-Шапсуг, ул. Шапсугская, 75, парка для отдыха жителей аула. 
  3. Строительство нового клуба в а. Большой Кичмай.
 
 
 

Министерству образования Краснодарского края совместно с Департаментом внутренней политики администрации края для развития изучения адыгейского языка:

2.1. Обеспечить изучение адыгского языка детьми в школах а. Псебе, школах №30 и №35 пос. Новомихайловка.
2.2. Обеспечить изучение адыгского языка в детских садах Лазаревского и Туапсинского районов.
2.3. Готовить воспитателей детских дошкольных учреждений, владеющих адыгейским языком, для погружения детей в языковую среду по принципам языковых гнезд.
2.4. Придать школам аулов Б. Кичмай и Хаджуко статус школ с изучением этнокультурного компонента.

Министерству культуры Краснодарского края совместно с Департаментом внутренней политики администрации края для развития изучения адыгейского языка:

  1. Обеспечить в доме культуры Псебе и Новомихайловки открытие курсов шапсугского языка.
  2. В книжном магазине г. Туапсе воссоздать отдел адыгской литературы.
  3. Министерству культуры края при проведении фестиваля «Звучи, адыгская гармонь», мероприятия «Конкурс адыгской культуры» оказывать финансовую помощь.

В целях организации преподавания шапсугского диалекта и хакучинского поддиалекта адыгейского языка:

  1. Институту изучения родных языков изучить возможность и необходимость создания графической основы для изучения шапсугского диалекта и хакучинского поддиалекта.
  2. Поручить Министерству образования Краснодарского края установить потребность родителей и детей в изучении шапсугского диалекта и хакучинского поддиалекта адыгейского языка.

Департаменту внутренней политики администрации края:

  1. Оказать содействие жителям аула Агуй-Шапсуг выписывать газету «Атгамак» («Голос Адыгеи»), включить данную газету в каталог «Почты России». 
  2. Включить телепрограммы и радиопрограммы Республики Адыгея в пакет «Триколор».

Администрации Краснодарского края для развития жилищного строительства в шапсугских аулах: 

  • уточнить межевание земель в Туапсинском районе для формирования земельных участков для жилищного строительства в шапсугских аулам;
  • включить молодые шапсугские семьи в программу обеспечения граждан жильем, выкупив земли у ЗАО «Новомихайловское»;
  • изменить категории земель а. Агуй-Шапсуг, сняв с них статус «затопляемые».

Совету при губернаторе края по развитию гражданского общества и правам человека:

  • провести мобильную приемную в а. Агуй-Шапсуг.

Для сохранения традиционных видов хозяйственной деятельности в аулах проживания шапсугов:

  • принять и реализовать проект «Генеральный план развития аулов Лазаревского района г. Сочи»;
  • выделить земли, переданные в бессрочное пользование ООО «…чай»; 
  • восстановить в аулах Лазаревского района субсидируемые кредиты, которые выдавались на развитие пчеловодства и иные виды бизнеса, которые выдавались до 2015 года;
  • Торгово-промышленной палате края оказать помощь в развитии традиционных видов деятельности.

В целях ревитализации коренного народа Краснодарского края – убыхов — Департаменту внутренней политики администрации края:

  • провести изучение доказательств генетических и архивных, доказательств принадлежности к убыхам граждан, выражающих стремление к ревитализации убыхского народа;
  • выяснить готовность данных граждан к изучению убыхского языка;
  • выступить с инициативой внесения убыхов в Перечень коренных малочисленных народов России;
  • с учетом трагической судьбы убыхского народа предоставить земельные участки, свободные от обязательств перед третьими лицами либо выкупленные у третьих лиц, для организации убыхских аулов в формате, который не повлечет негативных последствий для межнациональных отношений.

 

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
25 августа 2020
4
Евгений Титков
Евгений Титков
Жизнь в тайге Дальнего Востока. Как распиливают местную природу
Мнение
7 октября
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
Кто и зачем вербует на войну?
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Коренные народыПрава человекаФото