В одном из прошлых текстов я уже упоминал о том, что целью ее реформ становится такое положение общедоступной ярославской медицины, когда она становится все более коммерческой. Как выяснилось относительно недавно, такой ее путь мало устраивает не только население региона, чьи реальные доходы падают несколько лет подряд, но и… самих реформаторов.
Дело в том, что медицина, становящаяся платной, переходит в пространство конкурентной борьбы. А это значит, что ей приходится «выходить на честный бой» с частными клиниками, которых довольно много, к примеру, в областном центре или Рыбинске. И, в общем, далеко не факт, что к этому бою готовы те муниципальные клиники, где главными врачами назначены вчерашние чиновники, пусть и с медицинским образованием.
Судя по некоторым сведениям, в областном департаменте здравоохранения придуман метод, позволяющий если не избавиться от частных клиник, то, по крайней мере, вывести их из конкурентной борьбы. Для этого, правда, пришлось чуть-чуть «отрегулировать» федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ», а именно – его статью 21. Она, если кто-то не помнит, в частности, гласит: «В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
Особенно важно, в этой ситуации то, что перечень таких учреждений до сих пор входили не только клиники других районов и городов, но и частные медучреждения. Которым облздрав выдавал квоты на прием пациентов, направленных из других (чаще всего – муниципальных) учреждений здравоохранения. Естественно, что под эти квоты выделялось определенное финансирование от ФОМС. Которого, судя по обращениям граждан, нет уже несколько недель. Один из них пояснил, что заболевание, которым он страдает, требует лечения в специализированной офтальмологической клинике. До сих пор вопрос решался довольно просто: доктор по месту жительства выписывала ему направление на необходимую процедуру в частный офтальмологический центр, где ее делали по предъявлении полиса. Теперь доктор не просто не имеет права это сделать – ей запретили специальным письмом из департамента – но и не может выписать такое направление физически: такая опция изъята из программного обеспечения.
Пациент уточнил, что направление ему все-таки дали, но в Центральную городскую больницу. Где его поставили в очередь на октябрь, что, с учетом состояния здоровья, может грозить ему необратимыми последствиями. Что же касается коммерческой клиники, то стоимость одной инъекции в ней — 30 тысяч рублей. Их необходимо сделать три подряд. 90 тысяч рублей – это далеко не та сумма, которую может позволить себе любой ярославец. В департаменте здравоохранения осторожно предположили, что именно в этой частной клинике закончились квоты на указанный вид процедур. Ситуация, конечно, возможная, но зачем в таком случае было переделывать программу? Квоты – не краснокнижные животные. Сегодня их нет, а завтра их снова выделят, не так ли? И этот пункт в программном обеспечении опять окажется востребован? Судя по всему – не так. Исчезновение физической возможности направления пациента в другую клинику – кроме той, что определена облздравом – впрямую говорит о том, что распределение квот по всем частным клиникам заканчивается. Как минимум до того момента, пока областной медициной руководят выходцы из Москвы и Московской области. Ведь в народе поговаривают о выводе из ФОМС Ярославской области суммы около 2 миллиардов рублей на избранные клиники Москвы и области.
— Ситуация достаточно простая – пояснил источник, близкий к правительству области. – Сегодня руководителями большей части ярославских больниц являются ставленники новой областной команды управленцев. Им поставлена задача – показать, что муниципальная медицина может добиваться высоких показателей без существенного государственного участия. А как они это покажут, если финансирование здравоохранения с каждым годом уменьшается; население стареет и, значит, становится все менее здоровым; да еще и эпидемия коронавируса оставила без медицинской помощи 90 процентов больных месяца на четыре? Приходится «расчищать поляну». Естественно, что без «государевых» квот частные клиники мгновенно не вымрут, но их руководители могут задуматься о том, чтобы оставить в перечне своих услуг только те, которые гарантированно востребованы преуспевающими слоями населения. Это значит, что у основной массы народа будет меньше возможностей сделать то же УЗИ или ЭКГ – даже за деньги. И тогда народ со своими деньгами реально вернется в муниципальные клиники – просто из-за отсутствия альтернативы. Пока же народ активно пишет жалобы в прокуратуру и УФАС. Будет ли от этого эффект – покажет время. Но его уже не так много – при демографических «достижениях» нашего региона медпомощь в ближайшее время может реально оказаться мало востребованной.
На вопрос: «Кто это организовывает?». Ответ прост — Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, который является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Директор департамента Руслан Саитгареев.