Дайте нам «своего» мэра – многолетний плач кинешемского бомонда. До Кинешмы так же плакала Шуя, пока не получила Наталью Корягину, быстро показавшую местным, что «свои» дербенят город и нагибают бизнес ничуть не хуже «варягов». Но надежда умирает последней – это снова о Кинешме, которая в очередной раз не дождалась местного главу города.
Такое чувство, что старинная Кинешма – это полигон ивановских губернаторов, изучающих на практике, как можно кадровым назначением побольнее уязвить горожан. Как назначить такого главу, чтобы его не любили (или откровенно презирали, как последнего) настолько, что местные коммунисты становились в городской думе реальной силой даже в те времена, когда за «Единую Россию» временами голосовало 146% избирателей. Видимо, страх перед «своим» кинешемским мэром передается ивановским губернаторам на каком-то мистическом уровне.
Владимир Тихонов ничего не мог сделать с бравым полковником Андреем Назаровым. Михаил Мень бился с местным Виталием Сидоренко, и только с введением института сити-менеджеров добился от Кинешмы управляемости – так, как он себе представлял.
С тех пор Кинешмой порулили варяги Андрей Чужбинкин (уже отсидел и вышел в 2019 году), Алексей Крупин (осужден в 2017 году, сидит в ИК-5 в Кохме) и Александр Пахолков (на момент написания материала свободен).
Руководство Пахолкова городом было настолько слабым и бездарным, что разговоры о его отставке начались сразу после назначения в город Павлом Коньковым.
Сменивший Конькова Станислав Воскресенский в кадровых вопросах ведет себя парадоксально: полюбив Кинешму, сказал как-то коллегам по правительству, что все равно, какой местный недоумок ею руководит, и что сам присмотрит за городом. И присматривал, как умел.
Но жизнь в области – это не только запуски «Ласточек» до Иванова и рельсовых автобусов до Кинешмы, не только сомнительные проекты «Стрелки» и перевод акций «Водоканала» в областную собственность. Это еще и выборы. И Пахолкова все-таки сняли.
Вот и начинается история, очень похожая на хабаровскую. Но не в части силового снятия губернатора и выступлений жителей в его поддержку – митингов «верните Пахолкова» в Кинешме не будет, – а в части кандидатуры нового главы. Мне кажется, конфликт с горожанами и с местной элитой ему достанется в наследство от предшественников и партии власти по-прежнему ничего не светит.
О Ступине в разное время ходило много слухов и разговоров, но я не слышал дурных отзывов о его управленческих талантах: Вячеслав Григорьевич — легенда местной политики, живой мастодонт, воспитанный еще Коммунистической партией Советского Союза.
Говорят, у Воскресенского со Ступиным сложились рабочие отношения (оказывается, у Воскресенского с кем-то из местных могут сложиться отношения) и он частенько заезжал к Вячеславу Григорьевичу в Вичугу поговорить, не заходя в городскую администрацию. Уверен – несмотря на возраст, Ступин еще ого-го какой работоспособный и с муниципалитетом справится – тем более особой вольницы теперь нет, главы встроены в вертикаль.
Одним словом, для Воскресенского Ступин – идеальное решение, так же как хабаровский губернатор Дегтярёв для Путина, таким образом купившего очередной раз лояльность Жириновского. Но у вопроса есть другая сторона: не станет ли Ступин для кинешемцев такой же красной тряпкой, как Дегтярёв для хабаровцев. Как минимум коммунисты, усмирить которых должен был приход Вячеслава Григорьевича, не стали голосовать за его назначение исполняющим обязанности – фракция воздержались. «Решить» вопрос через красный обком департаменту внутренней политики вряд ли удастся, кинешемские коммунисты не боятся иметь свою точку зрения. Да и главный коммунист области Александр Бойков не сольет однопартийцев в Кинешме и откажется от контроля КПРФ над городской думой.
А может, Ступина, мастера переговоров и компромиссов, именно под новую гордуму и назначили. Если дело так, а внутренние политики понимают, что уже сегодня сдали Кинешму коммунистам, назначение Ступина может быть сильным ходом на опережение.
Что не отменяет того, что для большинства кинешемцев Ступин навсегда останется «чужим», городской бомонд его вряд ли примет, а Кинешма как была, так и останется головной болью губернатора, не захотевшего учиться на ошибках предшественников – Михаила Меня и Павла Конькова – и не давшего Кинешме «своего» мэра.
Алексей Машкевич