Путинская Россия – страна, подчиненная прихотям и интересам одного человека и вскормленной им олигархии. Но формально в России – демократия.
Трамповская Америка – страна, уничтожаемая двумя олигархическими группировками: республиканцами и демократами, сцепившимися в гибридной гражданской войне. Но формально в Америке – демократия.
Известная нам демократия утратила иммунитет от произвола эгоистичных, безответственных олигархий. Но и диктатура везде, где к ней пытаются прибегать, неминуемо и по-прежнему предъявляет свою античеловечную изнанку. При этом в Америке античеловечную изнанку сегодня предъявляет и демократия.
Дискредитация демократии исторически новенькими гибридными режимами и исторически застойными либеральными демократиями не означает умирания самой демократии как социально эффективного распределенного многовластия (умирает только миф о народовластии, заменяемый в быту простого человека прагматичными технологиями общественного влияния и участия). Сегодняшние элиты дискредитируют всего лишь сегодняшнюю демократию. Олигархической коррозии и обесцениванию подвергаются всего лишь сегодняшние формы и институты распределенного многовластия. Даже существовавшие в прошлом формы и институты демократии разнообразнее сегодняшних, а сколько их еще предстоит придумать и обнаружить в публичном творчестве новых умников, политиков и активистов…
***
В путинской России полиция жестко (и все чаще жестоко) разгоняет мирные демонстрации граждан, жаждущих свободы и справедливости. Так делает политически слабая, неуверенная в себе власть.
В трамповской Америке полиция не смеет жестко разогнать банды погромщиков и мародеров, прикрывающихся свободой и справедливостью. Так делает политически слабая, не уверенная в себе власть.
Юридические власти в путинской России фабрикуют уголовные дела на законопослушных, но оппозиционных режиму граждан. Это произвол властей.
Юридические власти в трамповской Америке отказываются заводить уголовные дела на участников вооруженных беспорядков. Это произвол властей.
В путинской России граждан унижают полицейские и чиновники. В этом виноват политический режим.
В трамповской Америке граждан унижают граждане – ставят на колени, заставляют извиняться за прегрешения предков, издеваются и избивают за цвет кожи. В этом виноват политический режим.
Что все это значит для эмансипированных, внутренне свободных людей в России?
Хорошо работающих образцов «правильного государства» становится все меньше. Но это не значит, что что-то не так с нашими ценностями, – это значит, что что-то не так с этими конкретными образцами. Это значит, что рассчитывать надо прежде всего на себя и на свое собственное творчество в строительстве «правильного государства», основанного на стремлении к свободе, уважении разнообразия и готовности поступать по справедливости.
А события в Америке заставляют каждого из нас вспомнить, что порядок в современном цивилизованном обществе не менее ценен, чем свобода, разнообразие и справедливость. Вспоминаем, но не упускаем из вида вечного соблазна обменять свободу и разнообразие на порядок, и наоборот.
И вообще - свобода, разнообразие, справедливость и порядок в реальности не существуют – существуют лишь практические стремления к ним конкретных людей, но именно в этих стремлениях и зарождаются конкретные блага для этих и для многих других конкретных людей.
Но пока в российской оппозиционной политике думать и придумывать важнее, чем делать.
События вроде хабаровских случатся еще не раз и сами собой. Проблема не в событиях, а в том, чем они должны заканчиваться и куда вести. Что сегодня эмансипированные, внутренне свободные люди могут предложить тем, кто оказался в эпицентре таких событий, и за что могут взять на себя ответственность? Пока только - за «кормление голубей» и кричалки про Путина.