Случилось мне в составе группы журналистов принять участие в рабочих поездках губернатора Пензенской области по региону. Проехали мы Наровчат, Спасск, Башмакову, Пачелму, Земетчино и Вадинск. Конечно, это — очень мало, чтобы какие-то выводы делать, да еще и все в одной стороне расположены — на северо-западе области.
И тем не менее предварительные итоги все же подведу. Есть какая-то закономерность, что ли, в жизни, развитии и городском устройстве всех этих малых городов, населенных пунктов и районов.
Итак, что же бросилось в глаза мне, жителю регионального центра.
Проблема — дороги
Приблизительно во всех районных центрах проблема главная одна - дороги. На прием граждане идут с ней, как с флагом. Вчера губернатор в Вадинском районе на приеме граждан даже не сдержался и прикрикнул на главу — вы, мол, чего мне этих жителей, специально, что ли, выбираете всех, с жалобами на дороги? Я, мол, вам тут и так вкладываю таких средства бешеные, а вы опять!
И он прав, кстати, если судить по затратам. По любой просьбе о ремонте дорог сразу же запрашивается смета. Меньше 10 млн руб. еще не было ни разу названо сумм, которые требуются для ремонта того или иного участка дорог.
И жалобы все одинаковые: дороги не ремонтировались ни разу, дороги старые, дороги разбитые.
Почему такая ситуация в области с дорогами? Неужели так везде или есть какие-то местные причины? Климат плохой, может, грунты какие-то агрессивные? Или все банально и просто - воровство, халатность и разгильдяйство?
Да, называются годы постройки дорог примерно одинаковые — все их строили при коммунистах, то есть давно. Да, сроки службы у дорожного полотна примерно одинаковые, да еще и зависят от качества строительства. Мы не можем с уверенностью сказать, насколько качественно строили тогда дороги, как велика была доля воровства, а может, технологии были плохими. (К слову, в Калининградской области до сих пор пользуются дорогами, построенными в пору, когда город и вовсе был Кенигсбергом, а строили их немцы. Да что уж там, в Англии до сих пор живы дороги, которые римляне мостили, а это уж было вообще до исторического материализма.)
Тогда в чем же дело? Неужели дороги вообще никогда не ремонтировались, ну просто никогда? Или все же были потрачены средства, но разворованы в былые перестроечные годы, когда все любили перестраивать и контроля никакого не существовало?
Еще вопрос — в регионе вовсю идет строительство крупных объектов, РУСМОЛКО, «Дамате», другие инвесторы возводят здесь сооружения, ведут деятельность, которая подразумевает еще и наличие множества большегрузных перевозок.
Они, конечно, инвестируют в нашу область деньги, но, по словам местных жителей, разбивают дороги. Хотя нельзя не признать, что, к примеру, жители Вадинска сами заметили, что их крупные инвесторы выделили деньги на ремонт дорог, есть утвержденные проекты. Но то ли это софинансирование, то ли дело в бюрократии — проекты есть, а дорог по-прежнему нет.
Везде, где мы проезжали, дорожное строительство ведется. Сосновоборский район тому подтверждение, очень хорошо видно, какие там сейчас дороги и какие строятся.
Итак, проблема первая обрисовалась — дороги в районах ужасные. Детей в школу не довезешь, скорая не успевает, и вообще — нет никаких сил. Пора решать вопрос!
Проблема — удобства
Вторая проблема — водопроводы. Вода в районах плохая — качество, доставка, в общем, проблемы с водоснабжением. На наших глазах открывали водонапорную башню в Вадинске — старую накануне повалило ветром, пришлось кинуть из резервного областного фонда денег больше полумиллиона, но быстро, в течение двух дней, удалось восстановить водоснабжение, почти 2 тыс. человек почти не пострадали.
Тот же самый вопрос — удобства должны быть. На дворе XXI век, а тут люди из колодцев воду с коромыслами носят, как в средневековье. Это вообще как может быть? А как это коррелирует с противоэпидемиологическими мероприятиями, вообще непонятно. Не говоря уж о том, что люди там живут в основном продуктами своих огородов, лето жаркое стоит, им вообще поливать-то как?
Третья проблема, общая для всех районов, — связь. Связь во многих местах плохая, или ее нет. Мы говорим об интернет-соединении, мобильной связи. В наше время без нее вообще никуда, отдаленные населенные пункты, самоизоляция, опять же — дороги плохие. Если нет связи, человек отрезан от жизни. Это в нашем-то 2020 году. Просто позор!
Есть и плюсы
Из хорошего, что бросилось в глаза в районах. Понимаю, что к приезду губернатора, скорее всего, готовились, наводили чистоту, но будем опираться на то, что увидели своими глазами.
Чистенько, да. Городским благоустройством занимаются. Почти во всех посещенных районах по федеральным программам ведутся ремонтные работы, обустраиваются места общего пользования — Наровчатский парк, Пачелмская Аллея славы, Башмаковская набережная. Везде есть какие-то объекты городского благоустройства, местные музеи, какие-то точки притяжения общественности и туристов. Развитие, в общем, идет. Заодно зарегистрировалась в местных чатиках и группах в социальных сетях, посмотрела, о чем там пишут, — везде есть какое-то движение.
В Спасске жители своими силами построили Дом культуры при колледже, а с помощью губернаторских денег ремонтируют второй корпус школы. В Земетчине опять же губернатор выделил денег на ремонт спортивной школы. В Наровчате бизнесмен помог открыть музей знаменитого русского хорового дирижера.
Бросилось в глаза еще, что очень много в районах велосипедистов, в Наровчате просто-таки город велосипедистов. Жаль, что городская среда не включает выделенные для них велодорожки, а это, кстати, еще одна местная проблема.
Дороги делают, а по поводу устройства тротуаров к губернатору обращения почти со всех районов были. Оправдываются местные власти тем, что категория дороги не включает обязательное устройство тротуара (то есть финансирование получили, освоили, и все. Стоит дорога ровная, бордюры честь по чести, а вот тротуар не предусмотрен, и ну его). Везде дети, молодежь, пожилые, маломобильные граждане — им это дорожное устройство, как правило, выходит сильно боком. В сухую погоду, как сейчас, это не сильно бросается в глаз, а вот в грязь и снег, которые у нас царят большую часть года, наверное, там несладко. А по центру Спасска вообще проходит федеральная трасса, под окнами школы, кстати. Носятся фуры, машин просто поток — как они живут там, вообще непонятно.
Тем более последние наши новейшие системы вертикального сброса воды на дорогах, о которых говорил бывший заммэра Юрий Ильин (когда нет ливневок и вода должна сама куда-то стечь или выплеснуться), да еще без тротуаров — могу представить себе эту картину жизни поселков городского типа Пензенской области в сезоны, отличные от летнего.
Из плюсов еще — аграрии не спят
Везде урожаи и надои бьют рекорды, рожь колосится, коровы доятся, жиреют, луга зеленеют. По темпам роста АПК мы догоняем и перегоняем все показатели в РФ, а по ПФО так вообще в лидерах. Вопрос — почему в районах, которые так поднимают региональные рейтинги, за счет, надо заметить, труда простых людей и внешних инвесторов, не могут жизнь этих самых людей привести в соответствие с нормами? Чего ж они терпят какие-то средневековые неудобства, ладно бы уж правда какие-то проблемы были местного характера. Да нет, везде одно и то же.
Будем продолжать обследование районов, выяснять различия, может, есть они. Пока только одно выяснила — в Наровчате действительно просто культурный оазис, да простят меня остальные районы, которые тоже стараются. Ну это ж просто история, ее никуда не деть. А развивать можно все что угодно.
До скорого.