Из разных городов России с участков для голосования, оснащенных КОИБами (электронными устройствами - комплексами обработки избирательных бюллетеней), сегодня ночью поступали сигналы о том, что КОИБы отказывались сканировать бюллетени. При подсчете голосов на многих участках члены комиссии не смогли отсканировать часть бюллетеней из сейф-пакетов. КОИБ не принимает бюллетени, если не может «считать» штамп комиссии в правом верхнем углу. Такое может быть из-за того, что штамп поставлен немного криво или на нем оказалась соринка, случайная пометка, капля жидкости (при голосовании под открытым небом), он не воспринимает нежирно поставленные штампы и т. д. Во многих регионах составлялся ручной протокол.
В Рязани эту проблему решили «очень мудро». ТИКи прислали всем УИКам распоряжение не гасить неиспользованные бюллетени с самого начала подсчета голосов (как положено по правилам «общероссийского голосования»), а сначала пропустить бюллетени через КОИБ. Если выявится такой, который КОИБ не принимает, заменить его на другой - из пачки непогашенных, поставив в чистом отметку, аналогичную отметке в «непроходимом» бюллетене. Когда КОИБ все примет, тогда и гасить неиспользованные. А «непроходимые» просто не считать. Сделать вид, что их просто нет. Большинство комиссий так и сделали. Наблюдатели-статисты, которые вообще ничего не наблюдали, не в курсе, как надо. Редким наблюдателям от партий сказали волшебные слова «Нам из ТИКа позвонили, сказали делать так» (ну, если из ТИКа, значит все правильно) – и промолчали.
На участке, где я присутствовала на подсчете голосов, я предупредила председателя УИК, что данная процедура не предусмотрена «Порядком», значит, является нарушением. И председатель решил не нарушать Порядок, и делать все, как прописано в законах о выборах. Но, когда один бюллетень-таки КОИБ отказался пропустить, комиссия голову сломала, что теперь делать, - ибо если она все оформит по «обычным правилам» (акт, строка в протоколе и т. д.), в коибовском протоколе на одну единицу полетят все цифры. Контрольные соотношения не сойдутся. И главное, не будет учтен «честно отданный» один голос... КОИБ же воспринимает только то, что через него прошло. Протокол составляет не человек, а компьютерная программа... А все предварительные данные по спискам, сейф-пакетам, тщательно пересчитанные, сошлись.
То есть в Порядке есть «процедурная дыра». Эта дыра попортила жизнь тысячам УИК с КОИБами по всей стране!
В результате члены данной комиссии «поколдовали» над этим бюллетенем из сейф-пакета голосования на придомовой территории, зачистили каплю дождя (или слезы), упавшую на штамп в правом верхнем углу. С 20-й попытки машина его приняла (комиссия зааплодировала и выдохнула с облегчением).
И это только одна из иллюстраций того, что мы наблюдали 1 июля 2020 года.
Документ, регулирующий процедуры «общероссийского голосования», так называемый «Порядок...», – прописан плохо. В нем много «дыр». Им нельзя было руководствоваться в проведении такого значимого опроса населения. Нельзя документы, определяющие процедуры волеизъявления народа, определяющие изменение основ государственного устройства, писать неграмотным людям на коленке.
Все, кто причастен к организации этого так называемого общероссийского голосования, — по большому счету участники большого преступления против своего народа.