1. Эпидемия коронавируса стала поводом к дальнейшему снижению и без того недостаточных гарантий защиты прав участников общероссийского голосования, существенно ограничив возможности публичного обсуждения предлагаемых поправок. В итоге важное политическое решение граждан по принятию или отклонению поправок к Конституции России будет приниматься в условиях ограничения базовых гражданских свобод (свободы собраний, свободы передвижения внутри страны, свободы ассоциаций). Необходимости проводить голосование в таких сложных эпидемиологических условиях не было: в отличие от выборов, проведение которых строго привязано к сроку окончания полномочий избираемого органа, голосование по поправкам можно было перенести без какого-либо нарушения прав граждан и политического процесса в целом.
2. На обеспечение прав участников голосования также негативно повлияло уклонение законодателя от исполнения обязанности по созданию условий, необходимых для выявления свободной воли народа. Отсутствие регулирования агитации и правил ее финансирования не позволяет обеспечить плюрализм мнений в общественной дискуссии, т. е. гарантировать равные возможности для агитации как за поправки, так и против них.
3. Закон о поправке строго предписывает, чтобы государственные и муниципальные органы, а также избирательные комиссии занимались исключительно информированием граждан о предстоящем голосовании. Именно на это и выделены бюджетные средства. Однако под видом информирования государственные органы и система избирательных комиссий развернули масштабную агитационную кампанию в поддержку принятия поправок к Конституции. В результате мнение сторонников поправок доминирует в СМИ и на рекламных носителях. Однако расходование на агитационные цели средств федерального бюджета, выделенных на информирование граждан в рамках работы по организации и проведению общероссийского голосования, нарушает статью 306.4 Бюджетного кодекса России («Нецелевое использование бюджетных средств»).
4. Отличием текущей агитационной кампании от обычных избирательных кампаний является активное участие в ней организующей голосование Центральной избирательной комиссии. В брендбуке общероссийского голосования, размещенном на сайте ЦИК России, прямо заявляется агитационная цель самого логотипа общероссийского голосования: «Динамичная форма данного логотипа олицетворяет скорые позитивные перемены, которые ждут граждан России благодаря внесению поправок в Конституцию». Эта цель реализуется в материалах, подготовленных Центризбиркомом и содержащих признаки агитации. Таким образом, деятельность ЦИК России по информационному обеспечению общероссийского голосования в значительной степени характеризуется как агитация (в том понимании этого термина, которым его наделяет Конституционный суд).
5. На фоне этого противники поправок в течение марта — мая 2020 года оказались фактически лишены возможности вести масштабную агитацию. У наиболее заметной на тот момент группы противников поправок — инициаторов кампании «Нет!» (КПРФ выступила с призывом голосовать против поправок лишь 4 июня) — был заблокирован сайт кампании, они получили отказ в предоставлении эфирного времени на равных со своими оппонентами условиях. Учитывая ограничения на проведение уличных акций и передвижение внутри страны, единственным каналом донесения своей информации для этой группы осталось личное общение в соцсетях.
6. В условиях ограничения свободы собраний, граждане были вынуждены воспользоваться новыми технологиями — появились инициативы о проведении «онлайн-митингов». Интернет-площадки уже воспринимаются гражданами как общественные пространства, аналогичные улицам и площадям городов, полностью изолировать которые от политических высказываний не представляется возможным.
7. Спецификой возобновившейся кампании стала готовность многих граждан открыто заявлять о попытках принуждения их к голосованию. Причем массовые сообщения о принуждении в этот раз стали поступать значительно раньше, чем обычно это происходит на выборах. Предположительно, это связано с радикальным расширением возможностей для досрочного и дистанционного голосования, которое ранее активно использовалось властью для принуждения.
8. Расширение возможностей для досрочного и дистанционного электронного голосования происходит под предлогом борьбы с эпидемией. ЦИК России совместно с Роспотребнадзором принимают дорогостоящие меры по снижению концентрации граждан на участках для голосования. Зачастую — за счет радикального снижения гарантий защиты их права на свободное волеизъявление. В то же время никакого возражения со стороны официальных органов не вызывают усилия местных администраций по проведению в дни голосований лотерей, розыгрышей, раздачи бонусов и т. п. мероприятий, хотя они очевидно приведут к противоположным последствиям — увеличению концентрации граждан возле участков для голосования. Власти вновь пытаются подменить гражданско-политическую мотивацию участия в голосовании сиюминутным материальным стимулированием. Такое стимулирование не способствует, а препятствует свободному волеизъявлению, принятию гражданами осознанного политического решения, а также ставит под угрозу их жизни и здоровье.