Эти пушкинские слова кажутся пугающе актуальными, когда читаешь книгу Жана Тюлара «Наполеон, или Миф о „спасителе“», изданную в 2009 году в серии «Жизнь замечательных людей». Кажется, что диктаторы ходят по жизни след в след. Все те же манипуляции с конституцией и пожизненным правлением, сверхгарантии личной безопасности, понты, неинтеллигентная, купеческая помпезность и т. д.
Так называемая Конституция VIII года, сосредоточившая всю власть во Франции в руках первого Консула Бонапарта, стала шедевром двусмысленности и была принята несмотря множество несогласных, писавших в избирательном реестре: «Увековечение власти в одних руках несовместимо с принципами разумного государственного устройства».
Вспоминает очевидец: «Один из наших генералов выстроил вверенных его попечению солдат и объявил: „Товарищи, речь идет о назначении генерала Бонапарта пожизненным консулом. Волеизъявление свободно. Однако должен предупредить вас, что первый же, кто не проголосует за пожизненное консульство, будет расстрелян на глазах у всего полка» (с. 128).
При Наполеоне были приняты дремучие законы о положении женщины как низшего существа и о лишении внебрачных детей наследства, сопоставимые с нашими людоедскими думскими запретами на усыновление детей иностранцами.
Как известно, абсолютная власть развращает абсолютно. Вот как обставлялось, например, прибытие Наполеона в сенат: «С раннего утра мосты и улицы, по которым ему предстояло проследовать, были взяты под охрану. От Тюильри до Люксембургского дворца войска образовали двойной заслон. Первый Консул ехал в карете, запряженной восьмеркой лошадей. За ним следовали шесть правительственных карет со вторым и третьим консулами, министрами и ораторами Государственного совета, и все это в сопровождении многочисленного и великолепного эскорта адъютантов, гвардейских генералов, генеральных инспекторов всех родов войск» (с. 131).
Правда, приоритетными Наполеон считал не только те качества, которые приобретаются в институте имени Лесгафта: «Для общественной, административной и военной деятельности нужна сила мысли, способность к глубокому анализу и умение подолгу, не уставая, сосредоточиваться на чем-то одном». В нашем случае актуально также умение подбирать себе вменяемых помощников. Не таких, как вечно будто насмерть перепуганный и ничегошеньки не знающий увертливый пресс-секретарь (искренне жаль мою любимую, талантливейшую и по-женски обреченную на компромиссы Т. Навку) или как имиджмейкеры, сотворившие картинку «Кайфующий Путин», когда его подопечные умирают, страдают, голодают. И вальяжная фигура в шикарном белом кресле, и шикарный камин, и шикарно накрытый стол - неуместное, компрометирующее вождя дурновкусие. Апокалипсический пир во время вирусной чумы?
В «Заключении» автор книги резюмирует: «„Спаситель“, который появляется при трагических обстоятельствах (государственный переворот, революция, поражение в войне), исчезает в атмосфере Апокалипсиса». Увы, «ничто не ново под луной».