На неделе вышел великолепный фильм Леонида Парфенова «Русские грузины» про связи уроженцев Грузии и нашей страны. Мы решили предпринять локальное исследование и рассказать о вятских грузинах, которые жили, творили либо томились в ссылке в нашем городе в дореволюционный период.
1. Соломон Додашвили (Додаев)
Грузинский писатель, просветитель, общественный деятель, философ, автор учебника «Грузинской грамматики» оказался в Вятке благодаря репрессиям эпохи Николая I. Додашвили был близок к декабристам, в 1828–1832 годы редактировал газету «Тпилисис уцкебани» («Тифлисские ведомости») с «Литературным приложением». За участие «в грузинском дворянском заговоре» против царизма Соломона арестовали в 1832 г. и сослали в Вятку на 10 лет с запретом посещения Грузии. В ссылку за мужем последовала молодая жена Елена с тремя маленькими детьми. В Вятке Додашвили поселился в одной усадьбе (Леушиных на Московской улице) с самыми известными местными ссыльными — Александром Витбергом и Александром Герценым. К сожалению, грузинский мыслитель не выдержал сурового вятского климата и заболел туберкулезом, умерев в 31 год. В 1994 г. его прах был перенесен на родину в Пантеон Мтацминда в Тбилиси. Кстати, в столице Грузии сегодня существует улица имени С. Додашвили.
2. Николай Джмухадзе (Джумухадзе)
Николай Джмухадзе летом 1909 г. был выслан на вятскую землю из Тифлисской губернии за оппозиционную деятельность в годы Первой русской революции. Джмухадзе обладал уникальной для наших краев профессией — он был художником-декоратором и архитектором, прошедшим обучение в Венской академии. Самая известная работа Джмухадзе в Вятке — это декор интерьеров особняка Т. Ф. Булычева, где талантливым грузином были созданы стрельчатые готические арки с восточными росписями, в которые вводились арабские надписи, имевшие значение благопожелания входящим. Помимо этого он также создал свою артель, деятельность которой была разнообразной: малярные и штукатурные работы при постройке или ремонте зданий, орнаментальные росписи, настенная живопись, рельефный декор (лепнина). Ссылка Джмухадзе закончилась в сентябре 1911 г., но сведения о его нахождении в Вятке встречаются вплоть до 1928 г. Здание мастерской Николая Георгиевича, а также ряд домов («Китайский домик», флигель Ездакова), над которыми работала артель Джмухадзе, сохранились в Вятке по сей день.
У подъезда особняка Т. Ф. Булычева. Во втором ряду в центре — губернский архитектор И.А. Чарушин (в форменном мундире и фуражке с белой тульей), рядом с ним, справа — Н. Г. Джмухадзе (в белом костюме и белой шляпе). Ориентировочно 1911 г.
3. Константин (Котэ) Марджанишвили (Марджанов)
Именно в Вятке свой первый спектакль поставил грузинский режиссер театра и кино, основоположник грузинского театра, Народный артист Грузинской ССР Котэ Марджанишвили. Он родился в местечке Кварели (ныне — город в Грузии), а сценическую деятельность начал в 1893 г. как актер Кутаисского театра. В 1894 году в Тифлисе дебютировал в роли царя Ираклия 2-ого в пьесе «Патара Кахи» Акакия Церетели. С 1897 г. служил в русских театрах, выступавших по разным городам с гастролями. В 1901 году на сцене вятского театра Марджанишвили поставил свой первый спектакль — «Дядю Ваню» А. П. Чехова. В статье, посвященной концу сезона в Вятке, отмечалось: «Г-жа Живокини и г. Марджанов еще недавно подвизаются на сцене, но, продолжая так же трудолюбиво и внимательно относиться к делу, они, несомненно, выработаются со временем в хороших исполнителей». Спектакль, несмотря на все сложности, прошел с успехом и был повторен три раза. С этого времени и начинается история успеха грузинского режиссера и актера.
Константин Марджанишвили.
4. Купцы Аршауловы (Грузины)
Аршауловы — один из самых богатых вятских купеческих родов. Еще в XVIII в. они были простыми дворовыми людьми генерала Щербинина, но добились свободы и переехали в Вятку. Происходила же семья из древнего грузинского рода, Петр Аршаулов именовался первоначально Петром Грузином. В Вятской губернии он работал управляющим на Никулицком винокуренном заводе. После смены фамилии вместе с братьями записался в вятское купечество и постепенно члены рода стали преуспевающими предпринимателями и домовладельцами. Краевед и специалист по генеалогии В. А. Любимов выдвигал в ряде своих работ гипотезу, что вятские Аршауловы были дальними родственниками известного художника И. К. Айвазовского. Кузьма Аршаулов дружил с А. И. Герценым и до конца XIX века имел обширное домовладение на углу Спасской и Владимирской (Карла Маркса).
Дом купцов Аршауловых (Грузиных). В начале XX в. — здание губернской земской управы на углу улиц Владимирской (ныне — Карла Маркса) и Спасской (современный адрес — ул. Карла Маркса, 73). г. Вятка. 1910-е гг.
5. Ссыльные грузины эпохи Первой русской революции
Большое количество подданных Грузии оказалось в Вятской губернии в период и после Первой русской революции (1905–1907 гг.). Грузинские революционеры, обвиненные в участии в экспроприациях, высылались в наш регион партиями, причем не только из Закавказья, но и из крупных городов Европейской части страны. Например, в январе 1907 г. группа из 11 грузинских бунтарей была выслана в Орловский уезд. Четверо грузин (В. А. Когоберидзе, С. А. Гогаберидзе, Р. И. Мгеладзе-Келадзе и А. К. Николайшвили) принадлежали к дворянскому сословию, а семеро ссыльных (Н. З. Абайшвили, В. Г. Гемберидзе, М. П. Тарчия, Е. Я. Коцадзе, Н. И. Колонадзе, Л. М. Ломтатидзе и С. Д. Пирухалошвили) происходили из крестьян. Почти все вышеперечисленные грузины-революционеры вернулись после истечения срока ссылки домой за исключением Агима Николайшвили, умершего от чахотки. В 1909 г. ссыльные грузины напали на казенную винную лавку в селе Касине. Преступление совершили состоявшие под надзором полиции в селе Верхолипове Василий Хуцияшвили, Аршок Маркарашвили, Исаак Монашеров и Григорий Гарибашвили. Последний в итоге был повешен, остальные сосланы на каторгу.
Общий вид города Орлов Вятской губернии. Начало XX в.
P. S. Также стоит вспомнить и о визите И. В. Сталина (Джугашвили) в Вятку в 1909 году, когда в губернской больнице его спасли от возвратного тифа.