Коренные народы России и демография.
Что скрывает демография? Есть факты, которые невозможно объяснить с помощью закономерностей демографии или экономики. Например: почему в близких по уровню экономического развития, природным условиям, с близким по демографическим показателям составом населения, регионах естественный рост (убыль) населения отличается в несколько раз?
Так, в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии естественная убыль населения в 1995-2016 годах составила в сумме около 3%, а в Самарской области – 10%, в Саратовской области – 11%. При этом русских в Удмуртии – около 60%, в Татарстане – около 40%, а демографические показатели русских и татар примерно одинаковы. Это позволяет говорить, что у русских лучшие демографические показатели и минимальная убыль в европейской части РФ были в республиках Поволжья.
Сравним два региона. Татарстан и Самарская область являются соседями, близки по территории, населению, климату, степени урбанизации, структуре экономики, имели значительный приток молодёжи в 70-е годы при строительстве соответственно КАМАЗа и ВАЗа, и остаются привлекательными для внутрироссийской и внешней миграции.
Демографический кризис и убыль населения России за последние 25 лет принято считать последствиями гибели миллионов людей и низкой рождаемости во время войны 1941-1945 г. В 90-е годы рождались внуки, а сейчас правнуки малочисленного поколения детей войны. Также его связывают с жестоким экономическим кризисом после распада СССР.
А теперь сравним Россию с Беларусью, и русских с белорусами. Белоруссия потеряла во время войны в процентном отношении почти вдвое больше РСФСР, и больше любой страны мира - около четверти населения; она входит в число беднейших стран Европы; также пережила кризис 90-х и переживает кризис сейчас, и там очень мало представителей нацменьшинств и мигрантов с высокой рождаемостью. В Беларуси естественная убыль населения в 1992-2017 годах гораздо меньше, чем в РФ – всего около 7%. Это примерно в три раза меньше чем, в граничащих с ней областях центра и северо-запада России.
На Украине естественная убыль населения в 1992-2013 года была больше средней по России - около 12% против 9 % в РФ. Но там 45% от суммарной естественной убыли приходится на пять преимущественно русскоязычных и экономически более развитых восточных областей, и лишь 5% на восемь западных областей Украины.
Глубину демографического кризиса по регионам России и по соседним странам не удаётся напрямую связать ни с военными потерями, ни с экономическим положением и даже с национальным составом. Что же скрывает демография?
В детстве в память врезались слова песни «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз» ВИА «Самоцветы». Она стала девизом для молодёжи 60-80-х годов, в ней отразилась политика партии и государства. Слова «Мой адрес не дом и не улица мой адрес Советский Союз», подразумевали, что каждый советский человек является хозяином в каждом уголке огромной страны. Фактически получилось наоборот. Формально, став хозяином всей страны, советский человек оторвался от своей земли, перестал быть хозяином своей деревни, города, района, области.
Комфортнее жить там, где люди сильнее связаны со своей землей, чувствуют себя её хозяевами, сохраняют традиции и культуру. В России это республики, районы, где большинство составляют живущие на своей земле коренные народы, сохранившие пока ещё вековые связи со своими предками, с родной землёй, больше заботящиеся о ней.
Дело не только в национальности. 100 лет назад Тамбовская губерния, заселённая русскими в 17-18 веках, была одной из самых процветающих в РИ. Сейчас Тамбовская область (самая русская область РФ) в числе самых депрессивных в РФ. Её население падает с 30-х годов, естественная убыль началась с 70-х годов 20 века. Тамбовская область так и не оправилась от разгрома, учинённого в начале 20-х годов большевиками после подавлении антисоветских восстаний. И это тоже результат разрушения естественной социальной структуры, уклада жизни, традиций населения, которые там были сильнее, чем в соседних регионах.
Почему же естественная убыль русских в национальных республиках Поволжья была в разы ниже, чем в центре России? Первое – это более комфортная среда жизни по вышеназванным причинам. Второе – отток русских из республик Поволжья в центр и на окраины страны в советский период был относительно небольшим, русские поселения, социальная и культурная среда сохранились лучше. И это заметно по русским сёлам и деревням, состояние которых несравненно лучше, чем в центре России.
С начала 2010-х годов в российские СМИ пошёл поток типовых, заказных статей о дискриминации русских в республиках, особенно в Татарстане. Но реально именно Татарстан и соседние республики после распада СССР были в числе нескольких регионов с наиболее благоприятными условиями жизни русских, что отразилось в демографии.
В России государство под лозунгом укрепления страны и общегражданской идентичности пытается подавить национальную идентичность коренных народов. Государство своей политикой подавляет первостепенные институты сохранения национального самосознания, языка и культуры – систему образования и воспитания на языках коренных народов РФ и поддерживает второстепенные – фольклор, праздники и т.д., которые лишь создают видимость сохранения национальных культур.
Русификация и ассимиляция коренных народов России разрушает их исторические связи с родной землёй, усиливает отток населения, приводит к упадку многих национальных районов. Для районов Севера и Дальнего Востока, где традиционный уклад жизни неразрывно связан с хозяйством, это может означать полную депопуляцию, что уже произошло в регионах, где в конце 20 века коренные народы были малочисленны (Магаданская обл.).
Политики и идеологи, пытающие перекроить национальную карту России, зря надеяться, что российская идентичность вытеснит национальную, религиозную, региональную, и созданная таким образом политическая нация будет крепкой, устойчивой. Крепкая политическая нация развивается поверх национальной, религиозной, региональной, местной идентичности. И если государство даёт свободно реализовывать, граждане будут по-настоящему любить и ценить своё государство. А если государство будет его навязывать гражданину, обществу, то получит мнимое единство, мнимый патриотизм.
Идентичность многомерна. Национальная, религиозная и другие идентичности человека тесно взаимосвязаны. Ослабление одной способно компенсироваться усилением других. Так, в мусульманских странах, республиках, отдельных городах и районах отрыв от традиций, утеря языка и национальной культуры, как правило, приводит к укреплению роли ислама в жизни и мировоззрении людей. Урбанизация и европеизация жизни, давление западной культуры и идеологии резко усилили в последние десятилетия влияние консервативных и радикальных сил во многих мусульманских странах.
Итоги. Вопросы сохранения языка, традиций и культуры народов выходят далеко за рамки области культуры, глубоко отражаются в социальном развитии и жизни людей. В среде, в обществе, бережно сохраняющем культуру и традиции многих поколений предков, люди чувствуют себя намного комфортнее, увереннее в будущем, что сильно влияет и на демографию. Утеря национального языка и культуры это и ослабление связей с родной землёй и предками. Это имеет не только культурные, но и социальные и экономические последствия, негативно влияет на жизнь людей.
Наил Гыйлман. 2020.
Национальная политика и демография. Часть 1
Национальная политика и демография. Часть 3.
ФОТОКОММЕНТАРИЙ АВТОРА
Города и сёла в республиках Поволжья сильно отличаются по своему состоянию от небольших городов и сёл центра России независимо от экономического благополучия региона. Это относится и к русским сёлам и городам с преобладанием этнически русского населения...
Чистополь. Татарстан. Уездный город 19 века с преобладанием русских. Центр города. Фото автора 2015 г.
Елабуга. Татарстан. Уездный город 19 века с преобладанием русских.
Касимов. Рязанская область. Центр города. Фото автора. 2015 г.
Татарские сёла Шыгырдан и Урмаево. Чувашия.
Типичное русское село центра России. Нижегородская область. Село Спасское.
Традиционное крепкое русское село в уральской глубинке. Челябинская область. Тюлюк. Фото автора. 2018 г.
Наил Гыйлман. 2020 г.